читать дальшеЛекция №1
01.09.2009 г.
Государство – это особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, зани-мающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.
Государство – это историческая категория, государство было не всегда.
Этапы:
1. Первобытно-общинный строй - все общее (земля и все, чем пользовались люди).
2. Рабовладельческое государство появляется тогда, когда начинается разделение на богатых (имеющих частную соб-ственность, имеющих власть) и бедных. Особенность – четкое определение границ гос-ва и четкое деление народа на на частных собственников и рабов. Первые рабовладельческие государства – Древний Рим(монархия жесткая, с деспотической властью) и Афины(более демократические, т.к. выбирали «национальное собрание»(типа нашего парламента), выбирали ток свободные, т.к. рабы прав не имели). В этих государствах определялись территории и впервые формировались организации, которые должны были управлять государством.
3. Феодальный строй. Отличался от рабовладельческого строя тем, что рабство, как институт был уничтожен, но осталась зависимость. В период феодализма важную роль играет церковь, которая помогает выработать ту же политику, что бы держать феодалов под контролем. Появляются жесткие законы, большую часть законов церковь имела право приводить в исполнение. Все наказания были действенны для всех, кроме крупных феодалов, и наступление против церкви являлось выступлением против церкви. В период феодализма активно развивается торговля и рождается торговая буржуазия, а затем промышленная буржуазия. Она выступает против церкви. И буржуазия в борьбе за власть взяла власть в свои руки и осуществила промышленную революцию. Буржуазное государство заявило, что все равны (для того, что бы привлечь другиеслои нселения на свою сторону), все органы власти избираются. Парламент играет очень важную роль. Рождаются разные кодексы (граждански и др.) и право играет важную роль. Право защищало предпринимателей, биз-несменов, того кто создает и развивает (не так как церковь, которая мешала развитию). Английский филосов Лог, а затем и французский филосов Монтескрио, в 16-17 веке разработали систему, которая существует и до сегодняшнего для «Принцип разделения властей».
Существует 3 вида власти:
1. Исполнительная власть (првительство);
2. Законодательная власть (парламент);
3. Судебная система;
Принцип разделения власти заключался в том, что каждая власть действует в рамках отведенных конституцией и ни одна власть не имеет права посягать на другую власть. На сегодняшний день большинство стран – это буржуазное государство.
4. Социолистическое государсвто. Оно говорило, что все граждане равны и всем гражданам предоставляется свобода выбора профессии и все возможности для роста личности. На сегодняшний день государства с социолистической идеологи-ей – Китай и Куба.
С точки зрения териториального устройства на сегодняшний день государства делятся на 2 типа:
1. Унитарные государства (большинство стран). Для него характерно:
1.) Единая конституция
2.) Единая система органов власти
3.) Единое гражданство
4.) Территориально административные единицы (районы и т.д.) подчиняются органам власти.
2. Федеративное государство (Россия, США и т.д. ). Для него характерно:
1.) Помимо общей конституции, субъекты федерации (губернии, штаты) имеют право иметь свои конституции.
2.) Страны с большой територией (Россия, Мексика и .т.д)
Форма правления (как организована власть):
1. Монархия – самая традиционная власть, означает единовластие, т.е. власть одного лица – монарха и передается по наследству. Она существует очень давно и прошла различные этапы. В 11-13 веке были ранние виды монархии – герцегства. В Испании сословно представительная монархия (т.е. когда разные сословия имели своих представителей в кортесах). 16в. – в Испании создается абсолютная монархия. Вся власть сосредоточена в руках короля. На сегодняшний день в Европе – 28 моархий. В основном это парламентарная монархия (т.е власть короля ограничена парламентом, законы принимаются парламентом, у короля нет права вета)
2. Республика – всенародное государство или власть народа. Республика принципиально отличается от монархии тем, что все органы власти избираются на определенный срок. а сегодняшний день существует 2 вида республики:
1.) Президентская. Президент имеет значительные полномочия, т.е. он не только глава государства, но он и глава прави-тельства, он формирует его. И министры отвечают за свою деятельность перед президентом. Супер президентские республики (только в латино-американских странах) у президента неограниченная власть, может все!
2.) Парламентарская. Решающую роль играет пармламент. Правительство формируется парламентским путем. Назна-чаются выборы, победившая партия выдвигает кандидатуру, он выдвигает программу, которую обсуждают в парла-менте, и если программа утверждается, то, кандидат становиться председателем правительства и он сам формирует правительство. Правительство отвечает за свою деятельность перед парламентом.
08.09.2009 г.
Лекция №2
Источники права. Конституция.
1 группа законов – высшее верховное право (конституция, право).
2 группа – конституционные законы (принимает парламент, правительство, глава государства).
3 группа – решение верховного суда федеральных и местных законов, конституционных судов.
4 группа – обычаи (они постоянно используются как закон многие годы, государство утверждает это обычай как закон, но это бывает редко).
Первые буржуазные конституции, принятые в 18в. – конституция США и Франции. Для того чтобы принять конститу-цию: собрать собрание знаменитых юристов или спецгруппа разрабатывает проект конституции. Парламент рассматри-вает, дополняет и принимает.
Если принимается новая конституция, то четко фиксируется число, год и старая отмирает. Первые законы появились в пе-риод Римского Господства. Это были отдельные законы. При Альфонсо 10-ый начинаются создаваться законы, которые существовали на протяжении многих веков (13век). Было установлено, что королевская власть имеет наследственный характер. Формирование испанского государства шло постепенно, в связи с правлением арабов. С периода объединения территорий католические короли начинают активно разрабатывать различные законы. Конституционное развитие связано с принятием 1-ой кадисской конституции (1812). Эта конституция заявила, что король – власть не носит божественного происхождения. Она предусматривала выборы кортесов, принятие целого ряда демократических законов о порядке в армии и на флоте. Это была самая демократическая конституция, которую можно было принять в условиях Испании.
Периоды республиканского правления:
1. Январь 1868 – февраль 1869. С начала 19 века были 2 направления: буржуазия и консерваторы. Буржуазия не смогла прийти к власти из-за своей экономической слабости. В конце 19в. Были приняты ряд демократических законов (все мужчи-ны имели право избирать, появились законы трудового законодательства). 20 век – 1930г. приходит к власти армия во главе с Примо де Ривера. 1831г. – к власти пришли республиканские власти.
2. 1831 – 1939. Первая республиканская конституция была разработана: женщина получает свои права; было предусмотрено, что отдельные народы, заселяющие Испанию, получат свою автономию; необходимость проведения аграрной реформы. Церковь была против этой конституции.
При Франко единой конституции не было. Вся власть была в руках Франко. Первые его законы были приняты для укреп-ления армии. В 1945 году принимается ряд законов, в которых были прописаны разрешение свободы, но на деле они не име-ли силы. В 1956 году Испания принимает план стабилизации – открываются границы для торговли и туризма. В 60-е г. Франко вынужден принять законы, где предусмотрено снятие запрета печатания газет, разрешались манифесты. Церковь открыто выступала против режима франкизма.
15.09.2009 г.
Лекция №3
Население.
Население – это главный производитель и потребитель, а также главный носитель традиций и культуры.
Население Испании составляет - 45 млн. чел. Естественный прирост населения – главный показатель. Население может повыситься за счет миграции. Традиции большой семьи сохранилось до сих пор. До 60-х годов был высокий прирост насе-ления. В 1918 г. в Испании стоял ужасный грипп, который привел к смерти огромное количество населения. В период Граж-данской войны 500 тыс. чел. погибло (1934 – 1936). Это послужило началом сокращения населения. За последние 20 лет в Испании резко сокращается рождаемость. Это все связано с процессом урбанизации. Сельское население уезжает в город. Женщины все более активно стремятся пойти на работу. До 80-х годов не было разрешены разводы и аборты. Население сократилось в 3 раза. Радикально изменилось отношение к семье. Высокий процент пенсионеров. 2/3 населения проживает в приморских провинциях, где сосредоточена промышленность, интенсивное сельское хозяйство, зоны туризма. 77 чел./1км кв. На сегодняшний день в городах сосредоточено более 70% населения (Валенсия, Севилья, Мадрид, Барселона). Чем больше население, тем лучше стране для решения различных проблем. На сегодняшний день считается, что население растет очень медленно.
Плотность населения. В 20в. шел процесс населения – из деревень в города. Молодежь покидает район Эстремадуры. В Мадриде около 5млн. чел. В Андалусии сохранились крупные земельные (для обработки) владения. В Каталонии большой интерес к малоквалифицированному населению. Активное население – от 16 до 65 лет. В 50-м году почти 50% населения было занято в с\х, а в 95 г. около 10%, в индустрии – 25%, услуги – в 50г. 25% сейчас 58%. Промышленность выросла за счет обучаемых людей – специалистов. 75% испанцев проживают в городах. Самая менее заселенная область – Андалусия. Густозаселенные – Каталония, Мадрид, страна Басков. Огромная масса населения занято в сфере услуг.
22.09.2009 г.
Лекция №4
Конституция 1978 года.
Есть преамбула. Политический формат испанского государства является парламентарная монархия. Испания – государ-ство автономий. Иностранцы в Испании пользуются правами и законами провозглашенными в Испании. Имеют право участвовать в муниципальных выборах. Ни одно верование не носит характера государственной религии (церковь отделена от государства). Признается право на создание ассоциаций, но запрещается создание военизированных или тайных обществ. Начальное образование является обязательным и бесплатным. Все граждане имеют право на свободное объединение в профсоюзы. Признается право трудящихся на забастовки в целях защиты своих прав и интересов.
Высшие органы власти Испании. Король является главой испанского государства, символом его единства и постоян-ства. Он гарант правильного функционирования государственных институтов; осуществляет высшее представительство Испании в международных отношениях. Личность короля неприкосновенна, он не подлежит ответственности. Испанская корона является наследственной. Наследственному принцу со дня рождения предоставляется титул принца Астурийского.
Обязанности короля:
1. Подписывать и отдать на публикацию законы;
2. Созывает и назначает выборы;
3. Объявляет проведения референдума. После очередных выборов в кортесы, победившая партия выдвигает кандидатуры на пост главы правительства. Кандидат выступает с программой будущего правительства и просит вотум доверия, то есть более 176 депутатов. Получив вотум доверия, он назначается председателем правительства и сам формирует кабинет мини-стров.
Король является верховным главнокомандующим вооруженными силами. Король имеет право издавать акты.
29.09.2009 г.
Лекция №5
Генеральные кортесы.
Генеральные кортесы представляют испанский народ и состоит из конгресса депутатов и сената (двухпалатные кортесы). Осуществляют государственную законодательную власть, принимают бюджет, контролируют деятельность правительства. На кортесов возлагалась огромная функция и ответственность. Все – неприкосновенны. Не могут быть привлечены к уго-ловной ответственности. Для того чтобы смогли его привлечь необходимо, чтобы та палата, к которой он принадлежит, большинством голосов проголосовать за это. Конгрессы состоит из 300-400 депутатов, избираемых всеобщим свободным, равным, прямым и тайным голосованием. Избирательным округом является провинция (всего около 50 провинций). Конгресс избирается на 4 года. Пассивное право – право быть избранным. Право голосования не имеют душевнобольные, те, кто находится под следствием в тюрьме.
Сенат является палатой территориального представительства. В каждой провинции избирается 4 сенатора. Большие острова избирают по 3 сенатора, а остальные по 1. Сеута и Мелилья избирают по 2 сенатора. Автономные сообщества назначают по 1 сенатору дополнительно на каждого 1 млн. населения, проживающего на их территории. Они отвечают интересам той автономной территории, к которому принадлежат. Избираются одновременно и сенаторы, и депутаты. Палаты собираются ежегодно на 2 сессии (с сентября по декабрь, с февраля по июнь). Имеют право собираться на чрезвычайную сессию (в случае обсуждения и решения срочного вопроса). Законопроект имеет право вносить депутаты, сенаторы, члены правительства, ассамблея автономных сообществ и народная инициатива. Для того чтобы законопроект был принят в конгрессе депутатов необходимо, чтобы за него проголосовало 176 человек. Далее сенат в течение 3 месяцев может внести вето (поправки) в законопроект. Затем король обязан в течение 15 дней подписать законопроект, и отдать для публикации. Сенат заблаговременно советуется с королем.
06.10.2009 г.
Лекция № 6
Правительство
Правительство руководит внутренней и внешней политикой, гражданской, военной, администрацией и обороной страны. Включает председателя, его заместителей, министров (когда требуются) и других членов. Председатель руководит деятель-ностью правительства и несет прямую ответственность за их деятельность. Члены правительства не могут осуществлять никаких других государственных функций, никакой профессиональной и политической деятельности. Конституция четко ограничивает сферу деятельности правительства. Для того чтобы какая-либо партия была ведущей в нижней палате необходимо 176 голосов. После каждых выборов конгресс депутатов король проводит консультации с представителями политических групп в парламенте и предлагает через председателя конгресса кандидатуру на пост председателя правительства. Кандидат на пост председателя выдвигает перед конгрессом политическую программу правительства и просит палату о доверии. Если конгресс абсолютным большинством голосов дает доверие кандидату, король назначает его председателем правительства. Остальные члены правительства назначаются и отстраняются от должности королем по предложению его председателя. Правительство уходит в отставку по получению результатов всеобщих выборов или при потере парламентского доверия. Председатель правительства и другие члены несут уголовную ответственность перед верховным судом, так же перед конгрессом депутатов за свою политическую деятельность. Конгресс депутатов может вызвать любого министра дать отчет.
В Испании высшим консультативным органом правительства является государственный совет. Сюда входят экономисты, финансисты и т.д.
Судебная система
Судебная власть исходит от народа и осуществляется от имени короля, судьями и магистратами, которые являются неза-висимыми, несменяемыми, ответственными и подчинены исключительно законам. Судьи и магистраты могут быть смещены или перемещены только в случае трудоустроенные законом. Запрещается деятельность чрезвычайных трибуналов. Правосудие осуществляется бесплатно. Судебное разбирательство является публичным и преимущественно устным. Органом управления судебной власти является главный совет. Включает председателя суда, 20 человек назначаемых судом на 5 лет и представители конгресса. Верховный суд является высшей судебной инстанцией во всех областях. Председатель назначается королем по предложению главного совета судебной власти. Основная масса судебных дел осуществляется местными судами. Существует суд присяжных, где граждане имеют право участвовать по уголовным делам. Есть прокуратура, деятельность которого контролировать законность, права граждан.
13.10.2009 г.
Лекция № 7
Территориальная организация государства
Государство состоит из: муниципалитета, провинций, автономных сообществ, которые могут быть созданы. Все эти еди-ницы пользуется автономией в управлении, касающихся их интересов. Муниципалитеты управляются муниципальными советами, которые включают алькальдов и советников. Советники избираются населением, а затем советники избирают аль-кальда. В Испании более 8000 муниципалитетов.
Провинция объединяет группу муниципалитетов. Управляет депутация и другие органы. На территории островов образу-ется собственная администрация или советы.
Автономные сообщества. В конституции записано: «ни в коем случае не допускается федерация автономных сооб-ществ». Автономное сообщество – это объединение пограничных провинций с общими историческими, культурными и эко-номическими признаками. Так же могут быть островные территории. Они могут обладать самоуправлением и через 5 лет могут пересматриваться границы автономных сообществ (через кортесы).
Автономные сообщества занимаются:
1. организация собственных институтов самоуправления.
2. изменение границ муниципалитетов, находящихся на их территории.
Под контролем местной администрации находится: строительство, воды, леса и лесное хозяйство, рыболовство во внут-ренних водах, транспорт, развитие культуры, туризма, спорта, социальное обеспечение, здравоохранение, личная гигиена. Государство обладает исключительной компетенцией в следующих областях: оборона и вооруженные силы, регулирование национальности (эмиграция, иммиграция), международные отношения, внешняя торговля, денежная система и государственный долг, флот, воздушный транспорт, почта, телеграф.
Автономная область управляется законодательной ассамблеей, которая избирается всеобщим голосованием. Существует правительственный совет, возглавляемый председателем. Отвечают перед ассамблеей. Есть верховный суд юстиции (главный судебный орган). Контроль над деятельностью автономных сообществ осуществляют: конституционный суд, правительство Испании (через лицо, назначаемым правительством, которая руководит администрацией).
Испания в настоящее время самая децентрализованная страна на западе Европы. С 1996-1999гг. правительство народной партии было передано автономным сообществам 271 полномочие в налоговой сфере, здравоохранение, дошкольном и среднем образовании. На 2000г. доля финансовых средств, которые получили автономные сообщества выросли на 30%. Значительно расширены права автономных сообществ в сфере внешней политики, торговом, уголовном и трудовом законодательстве.
20.10.2009 г.
Лекция № 8
Конституционный суд
Цель – защита конституционного права. Состоит из 12 членов назначаемых королем. Кандидатуры предлагаются палатами кортесов, правительством и главным советом судебной власти. Члены конституционного суда должны быть юристами и иметь стаж работы более 15 лет. Назначаются на 9-тилетний срок, состав суда обновляется каждые 3 года по 1\3. Обладает юрисдикцией на всей территории Испании и компетентен:
1. объявлять конституционные законы и нормативные акты, обладающие силой закона
2. разбирать жалобы населения
3. разбирать конфликты в распределение компетенции (прав) между различными сообществами.
В конституционный суд имеет право обратиться председатель правительства, народный защитник, 50 депутатов, 50 сена-торов. Любое лицо имеет право принести жалобу индивидуального характера. Для того чтобы пересмотреть конституцию полностью или частично для этого требуется согласие 2\3 членов палаты. После этого генеральные кортесы распускаются и назначаются новые выборы, а затем проводится референдум по новым проектам.
Роль армии
Армия – это особый институт общества. Выполняет особый вид государственной службы, ведение вооруженной борьбы. В Испании возник культ воина. Из армии были уволены те офицеры, которые были замешаны в массовые расстрелы.
3.11.2009 г.
Лекция №9
В последние годы резко сократилось количество прихожан. Каждый определенный период времени заключается в соглаше-ния (concordad). Соглашение между Ватиканом и католической церковью было заключено в 1953г. при Франко. По консти-туции католическая церковь признается единственной религией. Создавалась партия при финансовом сотрудничестве с цер-ковью. Велась очень осторожная политика, заявляя о себе (церкви) как о мощной силе. Заключен новый договор между Ва-тиканом и католической церковью Испании в 1979г. (после принятии конституции). По этому договору государство предо-ставило большие права католической церкви в Испании. Ватикан признавал, что ни одна вера не является властью в Испа-нии. Ватикан не должен противоречить статьям конституции. Договор предоставил церкви широкие права.
Главные соглашения предусматривали:
1. Признание всех католических институтов и объединений, признание воскресения и католических праздников
3. право деятельности в местах заключения, больницах и т.д.
4. освобождение от налогов, сохранение льгот по финансовым вопросам
5. соглашения по организации культуры, предложение католической доктрины в качестве основного предмета во всех школа при сохранении права посещать или не посещать
6. соглашения по вопросам религиозного обслуживания вооруженных сил.
Церковь сохранила сильные позиции.
24.11.09
Лекция №10
Религия оказало большое влияние на развитие культуры, как в Испании, так и в Латинской Америке. Религия может говорить обо всем, охватывает все сферы жизни. Образованные люди впервые появились в монастырях и церквях. Церковь стре-милась создавать организации помогавшие призывать людей образованию. Церковь приспособила много танцев и песен на праздниках. Церковное песнопение считается настоящим искусством. Она старалась поставить под контроль все и взять власть в свои руки. Проповедовала свои заповеди. Церковь старалась препятствовать всему приходящему с Европы. Оказы-вало огромное влияние на общество, заботилась о помощи бездомным, осуждала пьянство, помогала не только духовно, но и материально. Церковь всегда получала спонсорские взносы. Католическая церковь принесла испанский язык, веру, культуру.
1.12.2009 г.
Лекция №11
Политические партии
В 20 веке новой политической силой стала Испанская Коммунистическая партия, которая выступала за революцию, постро-ение социализма с Марксистско-Ленинской программой. Но быстро закрылась. Партии были малочисленны. На выборах в 1977 году участвовало 375 партий и организаций. Большинство молодых партий не имели опыта борьбы (программ). Роль лидера была очень велика. Региональные партии также играли немалую роль как и конвергенция в Каталонии. В период франкизма была «Испанская фаланга». Поэтому считается, что формирование партийной системы началось после смерти Франко.
Партийная система
1. Молодая партия – после 1975г.
2. До сих пор все партии были малочисленны. Считается, что в партии участвует не более 500тыс. испанцев, так как существовало отрицательное мнение еще с древних времен (церковь запрещала). Также у новых партий нет опыта партийной борьбы (не могли правильно создать программу). В Испании большую роль стали играть региональные партии, среди них самую большую роль играет конвергенция в Каталонии.
Идеология Социально-рабочей партии
Старейшая партия в 1986г. стала издавать газету El socialista. Партия выступала с Марксистской идеологией. Была связана с профсоюзом самым крупным « Всеобщий союз трудящихся». В 1979г. партия приняла новую программу, в которой она отказалась от названия коммунистическая, и стала массовой. Она не отказывается от идей социализма и радует за объединение на своей ступеньке малым партия и призывает всех к решению массовых проблем.
Социалисты приложили огромные усилия для автономизации за новый курс во внутренней и внешней политике.
Идеология народной партии
При Франко была создана партия «Народный Альянс». Затем переименовали в народную партию. Выдвинула идею христи-анского гуманизма: критиковали басков, каталонцев. Хосе Мари Аснар уговаривал басков, каталонцев и галисийцев, обещая им большие права в экономике. Но ничего они не сделали, т.е. продолжали продавать убыточные предприятия, либо продавать акции другим странам. Что касается политических программ – то они не решили проблему безработицы. Социалисты очень хотели помочь и создали «гибкие контракты» - это дало возможность рассосать безработицу. Народная партия критиковала их за то, что они не решили эту проблему и они, воспользовавши этим, предложили создать общество занятости, т.е. создать целый ряд экономических реформ, укрепить семью и связанных с этим проблем. Также они были против насилия в семье (мужья не должны запрещать женщинам работать или учиться).
Автономия. Испанию называют самым централизованным государством. Каталонцы и баски получили широкие права. Так же автономные области получили право заключать отдельные экономические отношения.
Региональные партии
Играют сейчас важную роль. Самая уважаемая – каталонская партия. Ее очень много лет возглавлял Пужоль, который очень много сделал для Каталонии (самый развитый район в Испании). 6% территории, 16% населения в крупнейшей партии. Партия достаточно старая, родилась в 20в. и поддерживало социалистические идеи. Для нее было важно социальность и только потом политика.
Баски – самый политизированный район. Крупная партия создана в 19в., одна из самых крупных в Испании. ЭТА – тесно связана с профсоюзами, создала свои центры «баски», куда приходят молодые люди читать газеты, журналы, танцевать, петь на родном языке. В этих центрах она ведет пропаганду. Эта партия была организована в 1950г. в период франкизма как политическая. За период деятельности было уничтожено около 500 человек. Уничтожали генералов, полковников, администраторов и журналистов. Но организация продолжает добиваться независимости.
8.12.2009
Лекция №12
Центральное правительство не в состоянии контролировать деятельность правительства 17 областей. Испания – самая де-централизированная страна. Народники не хотят, чтобы страна была федерацией. В автономных областях существует по одному представителю из центрального правительства. Он должен контролировать деятельность регионального правитель-ства. Региональные партии играют огромную роль в региональной власти. В основном они решают местные проблемы. Важную роль сыграла коммунистическая партия. Была создана в 1923г. Вынуждена была работать подпольно. Стояла четко на позициях марксизма ленинизма. Победа в 1931г. республиканцев привело к тому, что левые партии объединились. Разрабатывали общие программы, с которыми шли на выборы. Началась критика самой монархии.
В 1936г. по инициативе коммунистов создается народный фронт, в которых были левые партии, во главе с Долорес Ибаруа. Начинают проводить различные преобразования. Провели земельную реформу. Все эти преобразования привели к гражданской войны и установлению диктатуры Франко. Главная задача была – остановить монархию. Была поставлена задача: вооруженным путем остановить правление Франко. Епископы открыто выступали против режима Франко. Терроризм басков был особой категории: они убивали не простых граждан, а генералов, полковников, министров. Организация ЭТА была объявлена внегласовой, внерелигиозной. Страна басков пострадало больше всех: огромное количество расстрелянных и арестованных. В 60-е годы Испания повернулась лицом к Европы. К Испании начинают по другому относиться. Испания выходит из автархии. Происходит распад в компартии на 2 партии. После смерти Франко появилось огромное количество партий. Коалиция была создана в 1986г. Возникли республиканские партии. Есть социалистическая молодежь Испании, совет молодежи Испании, союз коммунистической молодежи, Ассоциация бывших фронтовиков фалангистов (выступали за Франко).
Общественные организации
Важную роль играли профсоюзы. Появились нелегальные профсоюзы – рабочие комиссии. В 1976г. Франко объявил их вне закона. На сегодняшний день насчитывается в профсоюзах 10%населения. Молодежь представлено слабо. Профсоюзы очень тесно связаны с партиями.
15.12.2009.
Лекция №13
Политическая культура
Заключает в себя отношение население к органам власти. То есть, как испанцы относятся к королю, правительству, полити-ческим партиям, общественные организации, к религии. На формирование политической культуры играло важную роль: религия, традиции. Именно религия способствовало формированию политической культуры. Потому что она воспитывала подчинение бывшей власти. Все, что говорило церковь, считалось правильным. Большая часть населения не интересовалась политикой. Церковь уважалась властью. Политическая культура находилась на очень высоком уровне (19в.). Население негативно относилось к армии при Франко. Не разрешается критиковать короля. В 20в. происходят огромные изменения в стране. На сегодняшний день значительная часть испанцев активно относятся к политическим проблемам. К понятии «демо-кратия» относятся положительно. Народ активно интересуется деятельностью правительства. Испанцы обожают Хуана Карлоса. Резко вырос уровень образования испанского общества. Женщины стремятся учится.
22.12.2009
Лекция №14
Выборы
- это важное политическое мероприятие в стране. Уровни:
1. Президентские
2. парламентские
3. муниципальные
Впервые были изданы избирательные законы в 1898г. Эти выборы были просто объявлены, но не осуществлены. Закон су-ществовал, но никаких выборов не было долгое время. На выборах 1936г. половина населения Испании не участвовало. При Франко не было никаких свободных выборов, а лишь выборы кортесов. В 1978 году были первые демократические выборы, где имели право участвовать все граждане, достигшие 18 лет. В 1985г. были внесены поправки, которые оп-ределяют, что иностранцы имеют право участвовать в муниципальных выборах.
Как проходит голосование:
1. составляются списки участников голосование (людей признанных дееспособных)
2. политические партии выдвигают лидера
3. официально регистрируются партии
4. составляются билютени
5. проводятся рекламные мероприятия
Считается, что 10% населения вообще не голосуют. Наиболее активно участвуют люди от 50-60 лет. Отказ от участия в выборах – атентеизм. Валенсия, Эстремадура, Мурсия, страна басков – активно участвуют в выборах. Каждое важнейшее политическое событие сопровождается референдумом. В референдуме 1978 года впервые участвовало 68% населения.