Добро должно быть с кулаками. А зло - с тентаклями. Народная мудрость (с)
читать дальше1
Конституционное развитие после смерти Франко в 1975
Испания прошла сложный период государственно-правового развития, оставаясь до середины 70-х годов XX столетия последним европейским государством с фашистским политическим режимом. Примерно за полтора века в Испании было принято семь конституций различного содержания и направленности: 1812, 1831, 1834, 1837, 1845, 1869, 1876 годов.
Со второй половины 70-х годов XX в. Испания вступила в период широких демократических преобразований. Этот процесс начался после тридцатишестилетней диктатуры генерала Франко, установленной в результате поражения республиканцев в гражданской войне. В период франкистской диктатуры механизм власти строился, прежде всего, с учетом принципов вождизма, полной централизации государственного управления, отсутствия каких-либо конституционных гарантий прав личности. Источником всей власти являлся диктатор Ф. Франко
Конституция периода франкистского режима представляла собой совокупность нескольких законов, принятых в разное время и получивших название основных. Среди них выделялись такие законы, как "Хартия труда". Закон об учреждении Кортесов, Закон об учреждении поста главы Государства, Закон о национальном референдуме и другие.
После смерти каудильо начался сложный процесс демократизации всей государственной и общественной жизни Испании.
Законодательной базой для дальнейшего процесса демократизации послужили Закон о политической реформе (1976 г.) и Декрет-закон об избирательном праве (1977 г.), которые существенно изменили структуру высших органов государственной власти и впервые установили всеобщее избирательное право.
Первые демократические выборы в Кортесы 1977 года принесли победу демократических партий. Основной задачей новых Кортесов явилась подготовка и принятие новой Конституции Испании. Конгрессом депутатов была сформирована в июле 1977 года Конституционная комиссия в составе 36 депутатов. Комиссия работала над проектом конституции более года. После одобрений обеими палатами Кортесов окончательный проект конституции был вынесен на всеиспанский референдум. 6 декабря 1978 г. проект конституции получил одобрение абсолютного числа граждан, имеющих право голоса. После подписания ее Королем, Конституция вступила в силу в день опубликования ее официального текста в официальном бюллетене государства 29 декабря 1978 г.
2
Конституция
На содержание испанской Конституции оказали влияние принятые ранее конституционные акты ряда европейских демократических государств. В частности, Конституция Италии 1947 г. и Основной закон ФРГ 1949 г. оказали влияние на разделы испанской Конституции об автономных образованиях, о правах и свободах граждан, о Конституционном суде; шведская Конституция 1975 г. и Конституции других скандинавских стран — на правовое положение главы государства — Короля и на институт народного защитника (омбудсмана), и т. д.
Многие конституционные положения были впоследствии дополнены органическим и обычным законодательством, существенно детализировавшим конституционные нормы. Среди них: органические законы о регулировании различных видов референдума, о Конституционном суде, о народном защитнике, о Генеральном совете судебной власти, о Государственном совете, о религиозной свободе, о регулировании права на объединение и др.
По порядку изменения Конституции испанская Конституция относится к разряду так называемых "жестких" конституций. Инициатива пересмотра Конституции осуществляется в соответствии с разделом Х "О конституционной реформе". Право законодательной инициативы принадлежит Правительству, конгрессу депутатов и ассамблеям региональных автономных объединений. Проекты изменений Конституции должны быть приняты обеими палатами Генеральных кортесов (парламента) большинством в три пятых состава каждой палаты. Если согласия между палатами по поправкам к Конституции не достигнуто, то при условии, что Сенат (верхняя палата) примет указанный текст абсолютным большинством своих членов, Конгресс депутатов (нижняя палата) может принять его двумя третями голосов. Одобренный Генеральными кортесами проект реформы выносится на референдум для ратификации, если на то будет ходатайство в течение 15 дней после его одобрения одной десятой числа голосов любой из палат.
Если вносится предложение о полном пересмотре Конституции или частичном ее пересмотре, затрагивающем вводный раздел, главу вторую "Права и свободы", часть первую раздела I "Об основных правах и публичных свободах" или раздел II "О короне", необходимо одобрение большинством двух третей числа членов каждой палаты, после чего Генеральные кортесы распускаются. Вновь избранные палаты могут одобрить проект новой Конституции большинством в две трети голосов каждой палаты, после чего проект передается для его утверждения на референдум. Во время войны, а также при предусмотренных ст. 116 Конституции состояний угрозы, чрезвычайного или осадного положения инициатива реформы Конституции не может быть предпринята.
По содержанию испанская Конституция 1978 г. представляет собой развернутую Конституцию, включающую преамбулу, 10 разделов, состоящих из 169 статей основного текста, а также дополнительные и переходные постановления. В преамбуле Конституции от имени испанской нации декларируется необходимость установления справедливости, свободы, безопасности, а также благополучие всех людей, составляющих эту нацию. В преамбуле определены основные цели развития нового государства, такие, как гарантия демократического сосуществования в соответствии со справедливым экономическим и социальным порядком, установление правового государства с обеспечением верховенства закона, обеспечение гражданских прав, прогресса, культуры и экономики, построения передового демократического общества и сотрудничества в целях укрепления мирных отношений между народами.
В соответствии с текстом Конституции Испания провозглашена правовым социальным и демократическим государством, в котором высшими ценностями являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм, а в качестве формы правления устанавливается парламентарная монархия. Национальный суверенитет принадлежит испанскому народу, который формирует все властные структуры государства. Закрепляется в качестве важнейшего принципа принцип автономии для национальностей и регионов, входящих в состав Испании на принципах солидарности между ними. Принцип политического плюрализма также является одним из основных. В соответствии с ним политические партии участвуют в формировании и выражении народной воли и являются основными элементами политического участия. Конституция закрепляет свободный характер их создания и функционирования, при обязательном условии демократических принципов их деятельности и структурной организации. Те же принципы распространяются и на создание и функционирование и таких массовых организаций, как профсоюзы трудящихся и ассоциации предпринимателей. Конституция в специальной ст. 7 определяет в качестве главной задачи вооруженных сил гарантию суверенитета и независимости Испании, защиту ее территориальной целостности и конституционного порядка. При этом организация вооруженных сил определяется специальным органическим законом и строится в соответствии с принципами Конституции.
5
Генеральные кортесы (структура и полномочия)
Генеральные кортесы.
Генеральные кортесы представляют испанский народ и состоит из конгресса депутатов и сената (двухпалатные кортесы). Осуществляют государственную законодательную власть, принимают бюджет, контролируют деятельность правительства. На кортесов возлагалась огромная функция и ответственность. Все – неприкосновенны. Не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Для того чтобы смогли его привлечь необходимо, чтобы та палата, к которой он принадлежит, большинством голосов проголосовать за это. Конгрессы состоит из 300-400 депутатов, избираемых всеобщим свободным, равным, прямым и тайным голосованием. Избирательным округом является провинция (всего около 50 провинций). Конгресс избирается на 4 года. Пассивное право – право быть избранным. Право голосования не имеют душевнобольные, те, кто находится под следствием в тюрьме.
Сенат является палатой территориального представительства. В каждой провинции избирается 4 сенатора. Большие острова избирают по 3 сенатора, а остальные по 1. Сеута и Мелилья избирают по 2 сенатора. Автономные сообщества назначают по 1 сенатору дополнительно на каждого 1 млн. населения, проживающего на их территории. Они отвечают интересам той автономной территории, к которому принадлежат. Избираются одновременно и сенаторы, и депутаты. Палаты собираются ежегодно на 2 сессии (с сентября по декабрь, с февраля по июнь). Имеют право собираться на чрезвычайную сессию (в случае обсуждения и решения срочного вопроса). Законопроект имеет право вносить депутаты, сенаторы, члены правительства, ассамблея автономных сообществ и народная инициатива. Для того чтобы законопроект был принят в конгрессе депутатов необходимо, чтобы за него проголосовало 176 человек. Далее сенат в течение 3 месяцев может внести вето (поправки) в законопроект. Затем король обязан в течение 15 дней подписать законопроект, и отдать для публикации. Сенат заблаговременно советуется с королем.
Конституция 1978 года большое значение придает роли испанского парламента - Генеральных кортесов, - которые являются старейшим в мире парламентским учреждением наряду с английским Парламентом. Генеральные кортесы имеют двухпалатную структуру. Нижняя палата Генеральных кортесов — Конгресс депутатов, верхняя палата — Сенат.
Конгресс депутатов по Конституции может включать от 300 до 400 депутатов, избираемых сроком на четыре года на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Выборы в Конгресс депутатов осуществляются на основе пропорционального представительства по избирательным округам, которыми являются испанские провинции (всего их 50). Закон распределяет общее число депутатов пропорционально количеству населения провинции с обязательным обеспечением минимум одного представителя от каждого избирательного округа. Выборы в Конгресс депутатов проводятся в период между тридцатым и шестидесятым днем с момента окончания действия полномочий парламента. Депутаты вновь избранного Конгресса собираются на сессию в течение 25 дней со дня проведения выборов.
Верхняя палата — Сенат — является органом территориального представительства. Конституция и Органический закон устанавливают порядок формирования Сената. От каждой провинции избирается 4 сенатора путем всеобщего, свободного, равного, прямого и тайного голосования избирателей соответствующей провинции. Островные провинции избирают сенаторов по установленным Конституцией нормам, а региональные автономные объединения направляют в верхнюю палату по одному сенатору и еще по одному от каждого миллиона населения, проживающего на их территории. Назначение сенаторов осуществляется законодательной Ассамблеей в соответствии со статутом регионального автономного объединения. Сенат избирается на 4 года. Действие мандата сенатора заканчивается через 4 года после избрания сенаторов или со дня роспуска палаты.
Избирательный закон устанавливает принцип несовместимости постов сенаторов и депутатов с должностями членов Конституционного суда, высших должностных лиц государственной администрации, за исключением членов Правительства, народного защитника, членов судов, судей, прокуроров, профессиональных военных и лиц, находящихся на действительной службе в вооруженных силах, корпусе безопасности и в полиции, а также членов избирательных комиссий.
Депутаты и сенаторы в течение всего срока своего избрания пользуются парламентским иммунитетом и могут быть задержаны лишь на месте преступления. Без предварительного разрешения соответствующей палаты им не может быть предъявлено обвинение и они не могут быть привлечены к суду. Они пользуются неприкосновенностью как при выполнении своих депутатских функций, так и при высказывании своего мнения. Уголовное дело в случае снятия парламентского иммунитета в отношении депутата или сенатора может рассматриваться лишь уголовной палатой Верховного суда страны.
Палаты устанавливают свои собственные регламенты, сами устанавливают свои бюджеты, определяют статус служебного персонала, избирают своих председателей, членов президиумов палат. Палаты собираются на две очередные ежегодные сессии: первая — с сентября по декабрь, вторая — с февраля по июнь. По требованию Правительства, постоянной комиссии Кортесов или абсолютного большинства членов любой из палат, палаты могут быть собраны на чрезвычайную сессию для обсуждения определенной повестки дня. После принятия решений по повестке дня сессия свою работу заканчивает.
Другая важная форма работы Кортесов — постоянные комиссии, которые предварительно рассматривают все законопроекты и готовят их к пленарным заседаниям палат. Конституция разрешает палатам передать постоянным комиссиям право самим принимать законопроекты и законодательные предложения, оставляя за собой возможность в любой момент потребовать обсуждения и голосования на своих пленарных заседаниях любого законопроекта или предложения, рассматриваемого комиссиями. Делегирование таких полномочий комиссиям не может быть осуществлено по законопроектам о конституционной реформе, международным отношениям, органическим и базовым законопроектам, а также по законопроекту о бюджете.
В каждой палате предусмотрено создание постоянной депутатской комиссии, которая состоит не менее чем из 21 члена, организованной пропорционально численности парламентских групп. Они обладают полномочиями созыва палат на чрезвычайные сессии, обеспечивают отправление властных полномочий палат в период между сессиями. По истечении срока действия мандатов или в случае роспуска палат, постоянные депутатские комиссии продолжают осуществлять свои функции до созыва новых Генеральных кортесов. Постоянная депутатская комиссия отчитывается перед соответствующей палатой о принятых решениях.
Для открытия заседания необходимо присутствие более половины членов каждой палаты, а для принятия решения необходимо согласие абсолютного большинства членов палаты, если в соответствии с Конституцией, органическими законами или регламентом предусматривается иное большинство. Голосование депутатов и сенаторов осуществляется персонально и не может быть поручено другим лицам. При необходимости пленарные заседания палат по решению абсолютного большинства присутствующих членов могут проводиться в закрытом порядке.
Конституция предусматривает возможность делегирования полномочий Генеральных кортесов Правительству, предоставляя ему право издавать нормативные акты, имеющие силу закона. по заранее установленным вопросам, за исключением права издавать законодательные акты, регулирующие развитие основных прав и свобод, законы, одобряющие статуты об автономии, о порядке проведения всеобщих выборов. Законодательные полномочия могут предоставляться Правительству по конкретным вопросам и на строго установленные сроки действия. Они не могут быть предоставлены в неопределенной форме или на неопределенное время.
По Конституции законодательные полномочия не могут быть делегированы никому, кроме Правительства. Акты, издаваемые Правительством на основе предоставленных законодательных полномочий, называются законодательными декретами. При возникновении чрезвычайных обстоятельств Правительство может издавать временные законодательные акты в форме декретов-законов, которые не могут затрагивать порядок деятельности основных институтов государства, прав, свобод и обязанностей граждан, положения региональных автономных объединений, а также всеобщего избирательного права. Декреты-законы Правительства в обязательном порядке обсуждаются и утверждаются на пленарном заседании Конгресса депутатов в тридцатидневный срок со дня промульгации декрета-закона.
Конституцией закреплена возможность народной законодательной инициативы. В данном случае требуются подписи полумиллиона избирателей. Но такая инициатива не может осуществляться по вопросам, относящимся к органическим законам, законам о налогообложении, о международных отношениях, о помиловании.
Законопроект, одобренный в Конгрессе депутатов, передается на одобрение Сената. Сенат в двухмесячный срок со дня получения текста может наложить вето или внести свои поправки. Вето принимается абсолютным большинством голосов членов Сената. Вето Сената или предложенные им поправки могут быть преодолены Конгрессом депутатов абсолютным большинством голосов. Если законопроекты объявлены Правительством или Конгрессом депутатов срочными, то двухмесячный срок, предоставленный Сенату для осуществления права вето или внесения в законопроект поправок, сокращается до 20 дней. Король Испании не обладает правом вето в отношении законов, одобренных Генеральными кортесами. В пятнадцатидневный срок он санкционирует законы, промульгирует их и дает распоряжение об их немедленной публикации.
По предложению председателя Правительства, предварительно одобренному Конгрессом депутатов, Королем может быть объявлен референдум. По Конституции всенародный референдум может быть объявлен по наиболее важным политическим решениям и носит консультативный характер.
Генеральные кортесы дают предварительное согласие Правительству на заключение международных договоров или соглашений, в соответствии с которыми государство принимает на себя определенные обязательства. К ним относятся договоры политического и военного характера, затрагивающие территориальную целостность государства или основные права и обязанности граждан, налагающие финансовые обязательства на государство, предполагающие изменение или отмену какого-либо закона или требующие принятия новых законов для их осуществления. При этом Конституция прямо предусматривает, что международные договоры после их официального опубликования в Испании являются составной частью внутреннего законодательства
4.
Процесс автономизации, автономные области
Исторические и географические условия создания испанского государства явились основой формирования современных наций, населяющих Пиренейский полуостров. Ход Реконкисты способствовал созданию маленьких независимых государств, которые совпадали с областями проживания народностей кастильцев, каталонцев, галисийцев и баско-наваррцев. Ни католические короли, ни Габсбурги, создавая централизованное государство, впоследствии если и не поощряли, то и не стремились к уничтожению особых привилегий, которые имели данные территории [1, 144].
Совсем иные традиции осуществления верховной власти на территории Иберийского полуострова появились после войны за испанское наследство, когда испанский престол оказался в руках Бурбонов. От федерализма был совершен переход к жестким централизаторским тенденциям: каталонцы, баски, галисийцы были лишены почти всех своих привилегий и подчинены Мадриду. Это вполне соответствовало тем традициям, которые существовали во французском королевском доме Бурбонов. Но все же владычество испанских Бурбонов в силу многих причин не привело к созданию в Испании на протяжении XIX в. единого рынка, и как итог – вместо единой испанской нации сложились нации кастильцев, каталонцев, галисийцев и басков. «Переплетение национализма наций и регионализма периферийных провинций стало причиной отчетливо выраженного стремления к автономии» [2, 65]. Впервые автономию Каталония и Страна Басков получили в период Второй Республики, тогда они имели свои правительства и парламенты. Но в годы франкизма национальную проблему в Испании объявили несуществующей, и всякое свидетельство национализма и регионализма жестко преследовалось и пресекалось.
После смерти Франко национально-региональная проблема заняла важнейшее место в дискуссиях по поводу дальнейшего развития Испании. В процессе выработки современной испанской конституции термин «нация» был введен в текст документа после острой борьбы лишь в феврале 1978 г. [25 июля 1977 г. – начало выработки новой конституции, 5 января 1978 г. проект обнародован, но пока еще не содержал данного термина]. Как отмечал журнал испанских коммунистов «Нуестра бандера», «впервые конституцией нашей страны признано, что Испания состоит из наций и регионов» [3, 8]. Таким образом, пока еще не утвержденная конституция создавала основу для начала процесса автономизации.
Но начало этого процесса в подобных условиях создало большую опасность для дальнейшего развертывания демократизации в стране, обстановка в Испании резко обострилась. Если в период легализации компартии армия никак не выразила своего отношения к «чисто политическому вопросу», потому что, во-первых, главнокомандующий испанской армией Хуан Карлос I активно контактировал с Сантьяго Каррильо по вопросу легализации его партии и не скрывал этого; во-вторых, легализация коммунистической партии не создавала угрозу территориальной целостности страны.
Совсем по-другому в армии оценили начавшиеся процессы автономизации. Опираясь на сложившиеся в испанском обществе традиции, а также на франкистское законодательство, армия считала себя главным гарантом сохранения единой Испании и готова была выступить без промедления, рассматривая это как возможный реванш после дела коммунистической партии.
Фактически в условиях правового вакуума – когда Закон о политической реформе 1976 г. приостановил действие франкистского законодательства, а конституция еще не была принята – армия оказалась вне правовых рамок. Характеризуя сложившуюся в стране ситуацию, Хуан Карлос I сказал, что «Испания стояла в двух шагах от гражданской войны» [4, 120].
Единственным признанным авторитетом для генералитета был Хуан Карлос I. Поэтому острейшую политическую проблему, которая могла завершиться применением военной силы, мог решить только испанский король.
Действительно, Хуан Карлос I, поддерживая связи со своими товарищами, с которыми учился в военных академиях, был прекрасно осведомлен о настроениях в армейских казармах: среди офицеров и солдат всерьез обсуждалась проблема введения в Каталонию войск – если Народный фронт Каталонии наберет 15 % голосов избирателей; если независимые левые наберут только 12 % голосов – войска останутся в казармах [5,155]. Многие в армии представляли, что радикальные каталонские националисты, заключив соглашение с коммунистами, могли решиться на провозглашение независимости Каталонии.
Ситуация требовала мгновенного реагирования со стороны испанской политической элиты, смысл действий которой был в том, чтобы не допустить к власти радикальных националистов на местах и создать верную перспективу передачи власти в руки умеренных сил. При этом кандидат умеренных должен был отвечать следующим требованиям: 1) это должен быть общепризнанный национальный лидер; 2) он не должен быть скомпрометированным связями как с франкистами, так и радикальными националистами. В полной мере подобным требованиям соответствовал только Хосеп Таррадельяс, глава Каталонских Генералидов. Эту кандидатуру первым предложил обсудить именно король [6, 119].
Возвращению Таррадельяса в страну предшествовали переговоры, в ходе которых живая легенда каталонцев потребовал гарантий собственной безопасности. Один из чиновников, Палидо, заверил великого республиканца в том, что его безопасность гарантирует сам премьер-министр Адольфо Суарес. Таррадельяс же счел возможным возвратиться в Испанию, вернее, в Каталонию только тогда, когда получил личные заверения Хуана Карлоса I в своей безопасности. Этот авторитет республиканцев впоследствии встречался с королем и признал возможным согласиться с тем, что демократия также возможна и при монархическом правлении.
Фигура Хосепа Таррадельяса была беспроигрышной с точки зрения поставленных целей. Это показала та восторженная встреча, которую ему организовали жители Барселоны. Его возвращение в Каталонию выбило почву из-под ног у радикальных националистов и сделало их победу на выборах невозможной. Каталония же, таким образом, обрела свое собственное правительство во главе с Х. Таррадельясом, и это правительство сразу в глазах многих становилось наследником демократических традиций 30-х гг.
С другой стороны, все те, кто выжидал момента для выступления против процессов демократизации, потеряли последнюю причину, по которой они могли легитимно (пусть и с точки зрения франкистского законодательства) выступить против них.
Если в длительной перспективе оценивать то участие, которое принял Хуан Карлос I Бурбон в процессе автономизации Испании, то можно утверждать, что его личная позиция находилась в противоречии с традициями королевского дома Бурбонов, но это только подтверждает, что испанский король в стремлении обеспечить интересы династии готов был по-новому трактовать взаимоотношения Мадрида и регионов и продемонстрировал качества весьма гибкого политика.
Экономико-географические районы Испании
Северо-Восток (Каталония) - индустриально-аграрный район, самый развитый в экономическом отношении в Испании. На его долю приходится около 70% (по стоимости) продукции текстильной промышленности, 50% химической и 25% металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности Испании. В экономике района значителен удельный вес города и провинции Барселона. Большое место в сельском хозяйстве района занимают садоводство, виноградарство и оливковые плантации.
Северо-Запад (историческая область Галисия) - аграрная, один из наиболее отсталых районов страны. Главная отрасль сельского хозяйства - мясомолочное животноводство (около 1/3 общеиспанского поголовья крупного рогатого скота). Основные сельскохозяйственные культуры: кукуруза, рожь и картофель. Промышленность представлена преимущественно мелкими пищевыми (рыбоконсервные, мукомольные) и деревообрабатывающими предприятиями. Имеются предприятия судостроительной, автомобильной, химической, нефтеперерабатывающей промышленности.
Север (Прибискайский район - историческая и национальная область Страна Басков, исторические области Наварра, Астурия, провинция Сантандер) - важный индустриальный район, дающий около 3/4 чистой стоимости чёрной металлургии страны, 1/4 продукции машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности. В районе богатые месторождения полезных ископаемых, значительные ресурсы древесины и гидроэнергии. Астурийский угольный бассейн даёт 70% общеиспанской добычи каменного угля. Общеиспанское значение имеют химическая, деревообрабатывающая, пищевая промышленность. Основные промышленные центры - гг. Бильбао, Сан-Себастьян, Сантандер, Авилес, Хихон, Овьедо, Мьерес. Сельское хозяйство района специализировано на молочно-мясном животноводстве, посевах кукурузы. Плодоводство (главным образом яблоня).
Арагон (историческая область) - в основном аграрно-индустриальный район. Около 3/5 обрабатываемых земель занимают зерновые; на орошаемых площадях - сахарная свёкла, овощные культуры, виноград, оливы, цитрусовые и др. Развито овцеводство. Крупные электрохимические предприятия, заводы по выплавке алюминия и производству тяжёлой воды; на горных реках - ГЭС.
Центральный район (историческая область Старая Кастилия, кроме провинции Сантандер, исторические области Новая Кастилия, Леон, Эстремадура и провинция Альбасете) - аграрный район. В земледелии - зерновая специализация, а также виноградарство (1/2 всех виноградников Испания) и выращивание олив. Один из крупнейших овцеводческих районов Западной Европы. В районе добыча каменного угля и антрацитов, битуминозных сланцев, урановых руд; в бассейнах рр. Дуэро и Тахо сосредоточена 1/3 гидроэнергетического потенциала страны. Значительное производство электроэнергии. В обрабатывающей промышленности преобладают пищевая, лёгкая, керамическая и цементная отрасли. В Мадриде и Вальядолиде - комплекс отраслей лёгкой и тяжёлой промышленности.
Восток (Испанская Левант - исторические области Валенсия и Мурсия, кроме провинции Альбасете) - район субтропического плодоводства и земледелия (раннее овощеводство, возделывание риса, хлопчатника, табака, арахиса, пряностей). Промышленность главным образом пищевая и лёгкая, отдельные крупные предприятия тяжёлой промышленности (в Валенсии, Картахене, Аликанте, Мурсии). Средиземноморское побережье - район международного туризма.
Юг (историческая область Андалусия) - район зернового и субтропического сельского хозяйства и горнорудной промышленности. 1-е место в Испании по сбору бобовых и 2-е по сбору пшеницы, около 1/2 сбора маслин, значительное количество цитрусовых; важный район хлопководства и рисоводства, возделывания табака и сахарного тростника. Заготовка пробковой коры (3/4 испанской продукции). Крупные запасы и добыча пиритов, 1/6 общеиспанской добычи железной руды и свыше 2/3 добычи марганцевой руды. Пищевая и текстильная промышленность. На долю Андалусии приходится лишь 7% (1964) общеиспанской продукции металлообрабатывающей промышленности (главным образом судостроение и сельскохозяйственное машиностроение). Основные промышленные центры - Севилья, Кадис, Кордова.
Острова (Балеарские и Канарские острова) - районы международного туризма. Субтропическое сельское хозяйство (виноград, оливы, апельсины, миндаль и др.). В Санта-Крус-де-Тенерифе - нефтеперерабатывающий завод.
5.
Высшие органы власти
Высшие органы власти Испании. Король является главой испанского государства, символом его единства и постоянства. Он гарант правильного функционирования государственных институтов; осуществляет высшее представительство Испании в международных отношениях. Личность короля неприкосновенна, он не подлежит ответственности. Испанская корона является наследственной. Наследственному принцу со дня рождения предоставляется титул принца Астурийского.
Обязанности короля:
1. Подписывать и отдать на публикацию законы;
2. Созывает и назначает выборы;
3. Объявляет проведения референдума. После очередных выборов в кортесы, победившая партия выдвигает кандидатуры на пост главы правительства. Кандидат выступает с программой будущего правительства и просит вотум доверия, то есть более 176 депутатов. Получив вотум доверия, он назначается председателем правительства и сам формирует кабинет министров.
Король является верховным главнокомандующим вооруженными силами. Король имеет право издавать акты.
Правительство
Правительство руководит внутренней и внешней политикой, гражданской, военной, администрацией и обороной страны. Включает председателя, его заместителей, министров (когда требуются) и других членов. Председатель руководит деятельностью правительства и несет прямую ответственность за их деятельность. Члены правительства не могут осуществлять никаких других государственных функций, никакой профессиональной и политической деятельности. Конституция четко ограничивает сферу деятельности правительства. Для того чтобы какая-либо партия была ведущей в нижней палате необходимо 176 голосов. После каждых выборов конгресс депутатов король проводит консультации с представителями политических групп в парламенте и предлагает через председателя конгресса кандидатуру на пост председателя правительства. Кандидат на пост председателя выдвигает перед конгрессом политическую программу правительства и просит палату о доверии. Если конгресс абсолютным большинством голосов дает доверие кандидату, король назначает его председателем правительства. Остальные члены правительства назначаются и отстраняются от должности королем по предложению его председателя. Правительство уходит в отставку по получению результатов всеобщих выборов или при потере парламентского доверия. Председатель правительства и другие члены несут уголовную ответственность перед верховным судом, так же перед конгрессом депутатов за свою политическую деятельность. Конгресс депутатов может вызвать любого министра дать отчет.
В Испании высшим консультативным органом правительства является государственный совет. Сюда входят экономисты, финансисты и т.д.
Судебная система
Судебная власть исходит от народа и осуществляется от имени короля, судьями и магистратами, которые являются независимыми, несменяемыми, ответственными и подчинены исключительно законам. Судьи и магистраты могут быть смещены или перемещены только в случае трудоустроенные законом. Запрещается деятельность чрезвычайных трибуналов. Правосудие осуществляется бесплатно. Судебное разбирательство является публичным и преимущественно устным. Органом управления судебной власти является главный совет. Включает председателя суда, 20 человек назначаемых судом на 5 лет и представители конгресса. Верховный суд является высшей судебной инстанцией во всех областях. Председатель назначается королем по предложению главного совета судебной власти. Основная масса судебных дел осуществляется местными судами. Существует суд присяжных, где граждане имеют право участвовать по уголовным делам. Есть прокуратура, деятельность которого контролировать законность, права граждан.
Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП)
Испанская социалистическая рабочая партия
Испанская социалистическая рабочая партия (сокр. ИСРП; исп. Partido Socialista Obrero Español; сокр. исп. PSOE) — политическая партия Испании, основанная 2 мая 1879 года Пабло Иглесиасом. Является членом Европейской социалистической партии и Социалистического интернационала.
Основными поворотными точками в политическом и идеологическом развитии партии сыграли выборы 1982 и 2004 годов, выиграв которые партия приходила к власти и формировала правительство Испании. В 199—2004 годах находилась в оппозиции. Находится в оппозиции после поражения на парламентских выборах 2011 года.
Идеология
ИСРП была создана с целью представлять интересы рабочего класса, для чего планировалось прийти к власти и построить социализм марксистской модели. В 1979 году партия отказалась от идей марксизма. В настоящее время партия идеологически находится среди европейских социал-демократических партий.
Выборы 2004 г.
На парламентских выборах 14 марта 2004 года ИСРП одержала убедительную победу. Она получила 42,6% (11 миллионов) голосов избирателей - на 3 млн. больше, чем в 2000 г.: 164 места из 350 в конгрессе депутатов против 148 у Народной Партии. По результатам выборов 43-летний Хосе Луис Родригес Сапатеро сформировал однопартийное правительство. Он стал пятым председателем правительства в постфранкистский период и первым, кто занял этот пост с первой попытки.
Структура и организация
ИСРП действует на территории всей Испании. В настоящее время партия насчитывает порядка 460 000 членов (данные XXXVI Федерального конгресса), входящих в различные федерации и объединения партии. Среди них самыми влиятельными и многочисленными являются: Андалусии (PSOE-A), Каталонии (Partit dels Socialistes de Catalunya) и Валенсии (PSPV-PSOE).
Федеральная организация: Федеральный съезд
Высшим органом партии является федеральный съезд (Congreso Federal) — собрание делегатов, избирающих генерального секретаря и федеральную исполнительную комиссию (Comisión Ejecutiva Federal). На съезде определяются программа партии, важнейшие задачи и директивы, которыми будет руководствоваться партия до следующего съезда.
На съезд собираются представители федераций автономных сообществ (за исключением Каталонии, в которой PSC является независимой от ИСРП партией), объединений Сеуты и Мелильи, европейской федерации и территориальных объединений партии в Америке. Также в съезде принимают участие молодёжная организация «Социалистическая молодёжь» (исп. Juventudes Socialistas), движение Izquierda Socialista и Федерация прогрессивных женщин (исп. Federación de Mujeres Progresistas).
Федеральная исполнительная комиссия и федеральный комитет
Главным федеральным органом партии после съезда является федеральный комитет (исп. Comité Federal), внутренний парламент, который определяет политику партии, контролирует деятельность Федеральной исполнительной комиссии (исп. Comisión Ejecutiva Federal (CEF)), утверждает национальные избирательные списки, а также избирает кандидата в председатели правительства, путём созыва Федерального конгресса, политической конференции или проведения выборов для определения кандидата («первичные» выборы). Федеральный комитет собирается три раза в год.
Федеральная исполнительная комиссия является федеральным руководящим органом партии. Она состоит из председателя (исп. presidente), генерального секретаря (исп. secretario general) (действительный лидер партии), Организационного секретариата (исп. Secretaría de Organización), 11 отраслевых секретариатов (исп. secretarías de área) и 18 исполнительных (исп. secretarías ejecutivas). Среди её задач выделяется конкретизация стратегии и действия по развитию партии и координации различных структур PSOE (парламентские группы, партийные органы, федерации и др.). Комиссия собирается раз в 15 дней.
Федерации партии
Каждая федерация PSOE организуется автономно. В каждом автономном сообществе и автономном городе есть федерация PSOE. Кроме того, за пределами Испании, в Европе существует региональная федерация PSOE, которая представляет интересы испанских резидентов в этом регионе. На региональных конгрессах избирается руководство федерации, которое называется Исполнительная комиссия (исп. Comisión Ejecutiva), Региональная исполнительная комиссия (исп. Comisión Ejecutiva Regional) или Национальная исполнительная комиссия (исп. Comisión Ejecutiva Nacional).
Народная партия (НД),
Народная партия (Испания)
У этого термина существуют и другие значения, см. Народная партия.
Народная партия (исп. Partido Popular) — правящая политическая партия в Испании правоцентристского толка. Является одной из самых крупных в Европе. Её численность превышает 700 тысяч человек. Это одна из двух основных партий страны. Председатель — Мариано Рахой. Генеральный секретарь — Мария Долорес де Коспедаль. Почётный председатель — Хосе Мария Аснар. Образована в 1976 году бывшими членами Национального движения — единственной партии при Франко. Первоначально называлась Народным альянсом (исп. Alianza Popular). Первый лидер — Мануэль Фрага (при Франко — министр информации и туризма, затем дистанцировался от режима, собирая вокруг себя либеральные силы. В 1990 году руководство партией перешло в руки Хосе Марии Аснара.
Входит в состав Европейской народной партии в Европарламенте, где представлена 23 депутатами. Также входит в Международный демократический союз.
На выборах 2011 года получила большинство (44,62 %) голосов и заняла 186 из 350 мест в парламенте[1].
Региональные партии Испании
Важную роль в Испании играют региональные партии. Правоцентристская каталонская партия Конвергенция и Союз (КИС) располагала в середине 1990-х годов большинством мест в Каталонской региональной ассамблее. На общенациональных парламентских выборах 1993 и 1996 она набрала значительное число голосов и стала партнером по коалиции сначала с ИСРП, а затем с НП. В Стране Басков, где давно проявлялись сепаратистские настроения, в середине 1990-х годов образовалось несколько влиятельных партий. Самая крупная из них, консервативная Баскская националистическая партия (БНП), стремится к достижению автономии мирными средствами. Эри Батасуна, или Партия народного единства, выступает в союзе с нелегальной организацией ЭТА (Баскское Отечество и Свобода), которая призывает к созданию независимого Баскского государства, не отрицая необходимости насильственных методов борьбы. Большим влиянием пользуются региональные партии в Андалусии, Арагоне, Галисии и на Канарских Островах.
Конституционное развитие после смерти Франко в 1975
Испания прошла сложный период государственно-правового развития, оставаясь до середины 70-х годов XX столетия последним европейским государством с фашистским политическим режимом. Примерно за полтора века в Испании было принято семь конституций различного содержания и направленности: 1812, 1831, 1834, 1837, 1845, 1869, 1876 годов.
Со второй половины 70-х годов XX в. Испания вступила в период широких демократических преобразований. Этот процесс начался после тридцатишестилетней диктатуры генерала Франко, установленной в результате поражения республиканцев в гражданской войне. В период франкистской диктатуры механизм власти строился, прежде всего, с учетом принципов вождизма, полной централизации государственного управления, отсутствия каких-либо конституционных гарантий прав личности. Источником всей власти являлся диктатор Ф. Франко
Конституция периода франкистского режима представляла собой совокупность нескольких законов, принятых в разное время и получивших название основных. Среди них выделялись такие законы, как "Хартия труда". Закон об учреждении Кортесов, Закон об учреждении поста главы Государства, Закон о национальном референдуме и другие.
После смерти каудильо начался сложный процесс демократизации всей государственной и общественной жизни Испании.
Законодательной базой для дальнейшего процесса демократизации послужили Закон о политической реформе (1976 г.) и Декрет-закон об избирательном праве (1977 г.), которые существенно изменили структуру высших органов государственной власти и впервые установили всеобщее избирательное право.
Первые демократические выборы в Кортесы 1977 года принесли победу демократических партий. Основной задачей новых Кортесов явилась подготовка и принятие новой Конституции Испании. Конгрессом депутатов была сформирована в июле 1977 года Конституционная комиссия в составе 36 депутатов. Комиссия работала над проектом конституции более года. После одобрений обеими палатами Кортесов окончательный проект конституции был вынесен на всеиспанский референдум. 6 декабря 1978 г. проект конституции получил одобрение абсолютного числа граждан, имеющих право голоса. После подписания ее Королем, Конституция вступила в силу в день опубликования ее официального текста в официальном бюллетене государства 29 декабря 1978 г.
2
Конституция
На содержание испанской Конституции оказали влияние принятые ранее конституционные акты ряда европейских демократических государств. В частности, Конституция Италии 1947 г. и Основной закон ФРГ 1949 г. оказали влияние на разделы испанской Конституции об автономных образованиях, о правах и свободах граждан, о Конституционном суде; шведская Конституция 1975 г. и Конституции других скандинавских стран — на правовое положение главы государства — Короля и на институт народного защитника (омбудсмана), и т. д.
Многие конституционные положения были впоследствии дополнены органическим и обычным законодательством, существенно детализировавшим конституционные нормы. Среди них: органические законы о регулировании различных видов референдума, о Конституционном суде, о народном защитнике, о Генеральном совете судебной власти, о Государственном совете, о религиозной свободе, о регулировании права на объединение и др.
По порядку изменения Конституции испанская Конституция относится к разряду так называемых "жестких" конституций. Инициатива пересмотра Конституции осуществляется в соответствии с разделом Х "О конституционной реформе". Право законодательной инициативы принадлежит Правительству, конгрессу депутатов и ассамблеям региональных автономных объединений. Проекты изменений Конституции должны быть приняты обеими палатами Генеральных кортесов (парламента) большинством в три пятых состава каждой палаты. Если согласия между палатами по поправкам к Конституции не достигнуто, то при условии, что Сенат (верхняя палата) примет указанный текст абсолютным большинством своих членов, Конгресс депутатов (нижняя палата) может принять его двумя третями голосов. Одобренный Генеральными кортесами проект реформы выносится на референдум для ратификации, если на то будет ходатайство в течение 15 дней после его одобрения одной десятой числа голосов любой из палат.
Если вносится предложение о полном пересмотре Конституции или частичном ее пересмотре, затрагивающем вводный раздел, главу вторую "Права и свободы", часть первую раздела I "Об основных правах и публичных свободах" или раздел II "О короне", необходимо одобрение большинством двух третей числа членов каждой палаты, после чего Генеральные кортесы распускаются. Вновь избранные палаты могут одобрить проект новой Конституции большинством в две трети голосов каждой палаты, после чего проект передается для его утверждения на референдум. Во время войны, а также при предусмотренных ст. 116 Конституции состояний угрозы, чрезвычайного или осадного положения инициатива реформы Конституции не может быть предпринята.
По содержанию испанская Конституция 1978 г. представляет собой развернутую Конституцию, включающую преамбулу, 10 разделов, состоящих из 169 статей основного текста, а также дополнительные и переходные постановления. В преамбуле Конституции от имени испанской нации декларируется необходимость установления справедливости, свободы, безопасности, а также благополучие всех людей, составляющих эту нацию. В преамбуле определены основные цели развития нового государства, такие, как гарантия демократического сосуществования в соответствии со справедливым экономическим и социальным порядком, установление правового государства с обеспечением верховенства закона, обеспечение гражданских прав, прогресса, культуры и экономики, построения передового демократического общества и сотрудничества в целях укрепления мирных отношений между народами.
В соответствии с текстом Конституции Испания провозглашена правовым социальным и демократическим государством, в котором высшими ценностями являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм, а в качестве формы правления устанавливается парламентарная монархия. Национальный суверенитет принадлежит испанскому народу, который формирует все властные структуры государства. Закрепляется в качестве важнейшего принципа принцип автономии для национальностей и регионов, входящих в состав Испании на принципах солидарности между ними. Принцип политического плюрализма также является одним из основных. В соответствии с ним политические партии участвуют в формировании и выражении народной воли и являются основными элементами политического участия. Конституция закрепляет свободный характер их создания и функционирования, при обязательном условии демократических принципов их деятельности и структурной организации. Те же принципы распространяются и на создание и функционирование и таких массовых организаций, как профсоюзы трудящихся и ассоциации предпринимателей. Конституция в специальной ст. 7 определяет в качестве главной задачи вооруженных сил гарантию суверенитета и независимости Испании, защиту ее территориальной целостности и конституционного порядка. При этом организация вооруженных сил определяется специальным органическим законом и строится в соответствии с принципами Конституции.
5
Генеральные кортесы (структура и полномочия)
Генеральные кортесы.
Генеральные кортесы представляют испанский народ и состоит из конгресса депутатов и сената (двухпалатные кортесы). Осуществляют государственную законодательную власть, принимают бюджет, контролируют деятельность правительства. На кортесов возлагалась огромная функция и ответственность. Все – неприкосновенны. Не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Для того чтобы смогли его привлечь необходимо, чтобы та палата, к которой он принадлежит, большинством голосов проголосовать за это. Конгрессы состоит из 300-400 депутатов, избираемых всеобщим свободным, равным, прямым и тайным голосованием. Избирательным округом является провинция (всего около 50 провинций). Конгресс избирается на 4 года. Пассивное право – право быть избранным. Право голосования не имеют душевнобольные, те, кто находится под следствием в тюрьме.
Сенат является палатой территориального представительства. В каждой провинции избирается 4 сенатора. Большие острова избирают по 3 сенатора, а остальные по 1. Сеута и Мелилья избирают по 2 сенатора. Автономные сообщества назначают по 1 сенатору дополнительно на каждого 1 млн. населения, проживающего на их территории. Они отвечают интересам той автономной территории, к которому принадлежат. Избираются одновременно и сенаторы, и депутаты. Палаты собираются ежегодно на 2 сессии (с сентября по декабрь, с февраля по июнь). Имеют право собираться на чрезвычайную сессию (в случае обсуждения и решения срочного вопроса). Законопроект имеет право вносить депутаты, сенаторы, члены правительства, ассамблея автономных сообществ и народная инициатива. Для того чтобы законопроект был принят в конгрессе депутатов необходимо, чтобы за него проголосовало 176 человек. Далее сенат в течение 3 месяцев может внести вето (поправки) в законопроект. Затем король обязан в течение 15 дней подписать законопроект, и отдать для публикации. Сенат заблаговременно советуется с королем.
Конституция 1978 года большое значение придает роли испанского парламента - Генеральных кортесов, - которые являются старейшим в мире парламентским учреждением наряду с английским Парламентом. Генеральные кортесы имеют двухпалатную структуру. Нижняя палата Генеральных кортесов — Конгресс депутатов, верхняя палата — Сенат.
Конгресс депутатов по Конституции может включать от 300 до 400 депутатов, избираемых сроком на четыре года на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Выборы в Конгресс депутатов осуществляются на основе пропорционального представительства по избирательным округам, которыми являются испанские провинции (всего их 50). Закон распределяет общее число депутатов пропорционально количеству населения провинции с обязательным обеспечением минимум одного представителя от каждого избирательного округа. Выборы в Конгресс депутатов проводятся в период между тридцатым и шестидесятым днем с момента окончания действия полномочий парламента. Депутаты вновь избранного Конгресса собираются на сессию в течение 25 дней со дня проведения выборов.
Верхняя палата — Сенат — является органом территориального представительства. Конституция и Органический закон устанавливают порядок формирования Сената. От каждой провинции избирается 4 сенатора путем всеобщего, свободного, равного, прямого и тайного голосования избирателей соответствующей провинции. Островные провинции избирают сенаторов по установленным Конституцией нормам, а региональные автономные объединения направляют в верхнюю палату по одному сенатору и еще по одному от каждого миллиона населения, проживающего на их территории. Назначение сенаторов осуществляется законодательной Ассамблеей в соответствии со статутом регионального автономного объединения. Сенат избирается на 4 года. Действие мандата сенатора заканчивается через 4 года после избрания сенаторов или со дня роспуска палаты.
Избирательный закон устанавливает принцип несовместимости постов сенаторов и депутатов с должностями членов Конституционного суда, высших должностных лиц государственной администрации, за исключением членов Правительства, народного защитника, членов судов, судей, прокуроров, профессиональных военных и лиц, находящихся на действительной службе в вооруженных силах, корпусе безопасности и в полиции, а также членов избирательных комиссий.
Депутаты и сенаторы в течение всего срока своего избрания пользуются парламентским иммунитетом и могут быть задержаны лишь на месте преступления. Без предварительного разрешения соответствующей палаты им не может быть предъявлено обвинение и они не могут быть привлечены к суду. Они пользуются неприкосновенностью как при выполнении своих депутатских функций, так и при высказывании своего мнения. Уголовное дело в случае снятия парламентского иммунитета в отношении депутата или сенатора может рассматриваться лишь уголовной палатой Верховного суда страны.
Палаты устанавливают свои собственные регламенты, сами устанавливают свои бюджеты, определяют статус служебного персонала, избирают своих председателей, членов президиумов палат. Палаты собираются на две очередные ежегодные сессии: первая — с сентября по декабрь, вторая — с февраля по июнь. По требованию Правительства, постоянной комиссии Кортесов или абсолютного большинства членов любой из палат, палаты могут быть собраны на чрезвычайную сессию для обсуждения определенной повестки дня. После принятия решений по повестке дня сессия свою работу заканчивает.
Другая важная форма работы Кортесов — постоянные комиссии, которые предварительно рассматривают все законопроекты и готовят их к пленарным заседаниям палат. Конституция разрешает палатам передать постоянным комиссиям право самим принимать законопроекты и законодательные предложения, оставляя за собой возможность в любой момент потребовать обсуждения и голосования на своих пленарных заседаниях любого законопроекта или предложения, рассматриваемого комиссиями. Делегирование таких полномочий комиссиям не может быть осуществлено по законопроектам о конституционной реформе, международным отношениям, органическим и базовым законопроектам, а также по законопроекту о бюджете.
В каждой палате предусмотрено создание постоянной депутатской комиссии, которая состоит не менее чем из 21 члена, организованной пропорционально численности парламентских групп. Они обладают полномочиями созыва палат на чрезвычайные сессии, обеспечивают отправление властных полномочий палат в период между сессиями. По истечении срока действия мандатов или в случае роспуска палат, постоянные депутатские комиссии продолжают осуществлять свои функции до созыва новых Генеральных кортесов. Постоянная депутатская комиссия отчитывается перед соответствующей палатой о принятых решениях.
Для открытия заседания необходимо присутствие более половины членов каждой палаты, а для принятия решения необходимо согласие абсолютного большинства членов палаты, если в соответствии с Конституцией, органическими законами или регламентом предусматривается иное большинство. Голосование депутатов и сенаторов осуществляется персонально и не может быть поручено другим лицам. При необходимости пленарные заседания палат по решению абсолютного большинства присутствующих членов могут проводиться в закрытом порядке.
Конституция предусматривает возможность делегирования полномочий Генеральных кортесов Правительству, предоставляя ему право издавать нормативные акты, имеющие силу закона. по заранее установленным вопросам, за исключением права издавать законодательные акты, регулирующие развитие основных прав и свобод, законы, одобряющие статуты об автономии, о порядке проведения всеобщих выборов. Законодательные полномочия могут предоставляться Правительству по конкретным вопросам и на строго установленные сроки действия. Они не могут быть предоставлены в неопределенной форме или на неопределенное время.
По Конституции законодательные полномочия не могут быть делегированы никому, кроме Правительства. Акты, издаваемые Правительством на основе предоставленных законодательных полномочий, называются законодательными декретами. При возникновении чрезвычайных обстоятельств Правительство может издавать временные законодательные акты в форме декретов-законов, которые не могут затрагивать порядок деятельности основных институтов государства, прав, свобод и обязанностей граждан, положения региональных автономных объединений, а также всеобщего избирательного права. Декреты-законы Правительства в обязательном порядке обсуждаются и утверждаются на пленарном заседании Конгресса депутатов в тридцатидневный срок со дня промульгации декрета-закона.
Конституцией закреплена возможность народной законодательной инициативы. В данном случае требуются подписи полумиллиона избирателей. Но такая инициатива не может осуществляться по вопросам, относящимся к органическим законам, законам о налогообложении, о международных отношениях, о помиловании.
Законопроект, одобренный в Конгрессе депутатов, передается на одобрение Сената. Сенат в двухмесячный срок со дня получения текста может наложить вето или внести свои поправки. Вето принимается абсолютным большинством голосов членов Сената. Вето Сената или предложенные им поправки могут быть преодолены Конгрессом депутатов абсолютным большинством голосов. Если законопроекты объявлены Правительством или Конгрессом депутатов срочными, то двухмесячный срок, предоставленный Сенату для осуществления права вето или внесения в законопроект поправок, сокращается до 20 дней. Король Испании не обладает правом вето в отношении законов, одобренных Генеральными кортесами. В пятнадцатидневный срок он санкционирует законы, промульгирует их и дает распоряжение об их немедленной публикации.
По предложению председателя Правительства, предварительно одобренному Конгрессом депутатов, Королем может быть объявлен референдум. По Конституции всенародный референдум может быть объявлен по наиболее важным политическим решениям и носит консультативный характер.
Генеральные кортесы дают предварительное согласие Правительству на заключение международных договоров или соглашений, в соответствии с которыми государство принимает на себя определенные обязательства. К ним относятся договоры политического и военного характера, затрагивающие территориальную целостность государства или основные права и обязанности граждан, налагающие финансовые обязательства на государство, предполагающие изменение или отмену какого-либо закона или требующие принятия новых законов для их осуществления. При этом Конституция прямо предусматривает, что международные договоры после их официального опубликования в Испании являются составной частью внутреннего законодательства
4.
Процесс автономизации, автономные области
Исторические и географические условия создания испанского государства явились основой формирования современных наций, населяющих Пиренейский полуостров. Ход Реконкисты способствовал созданию маленьких независимых государств, которые совпадали с областями проживания народностей кастильцев, каталонцев, галисийцев и баско-наваррцев. Ни католические короли, ни Габсбурги, создавая централизованное государство, впоследствии если и не поощряли, то и не стремились к уничтожению особых привилегий, которые имели данные территории [1, 144].
Совсем иные традиции осуществления верховной власти на территории Иберийского полуострова появились после войны за испанское наследство, когда испанский престол оказался в руках Бурбонов. От федерализма был совершен переход к жестким централизаторским тенденциям: каталонцы, баски, галисийцы были лишены почти всех своих привилегий и подчинены Мадриду. Это вполне соответствовало тем традициям, которые существовали во французском королевском доме Бурбонов. Но все же владычество испанских Бурбонов в силу многих причин не привело к созданию в Испании на протяжении XIX в. единого рынка, и как итог – вместо единой испанской нации сложились нации кастильцев, каталонцев, галисийцев и басков. «Переплетение национализма наций и регионализма периферийных провинций стало причиной отчетливо выраженного стремления к автономии» [2, 65]. Впервые автономию Каталония и Страна Басков получили в период Второй Республики, тогда они имели свои правительства и парламенты. Но в годы франкизма национальную проблему в Испании объявили несуществующей, и всякое свидетельство национализма и регионализма жестко преследовалось и пресекалось.
После смерти Франко национально-региональная проблема заняла важнейшее место в дискуссиях по поводу дальнейшего развития Испании. В процессе выработки современной испанской конституции термин «нация» был введен в текст документа после острой борьбы лишь в феврале 1978 г. [25 июля 1977 г. – начало выработки новой конституции, 5 января 1978 г. проект обнародован, но пока еще не содержал данного термина]. Как отмечал журнал испанских коммунистов «Нуестра бандера», «впервые конституцией нашей страны признано, что Испания состоит из наций и регионов» [3, 8]. Таким образом, пока еще не утвержденная конституция создавала основу для начала процесса автономизации.
Но начало этого процесса в подобных условиях создало большую опасность для дальнейшего развертывания демократизации в стране, обстановка в Испании резко обострилась. Если в период легализации компартии армия никак не выразила своего отношения к «чисто политическому вопросу», потому что, во-первых, главнокомандующий испанской армией Хуан Карлос I активно контактировал с Сантьяго Каррильо по вопросу легализации его партии и не скрывал этого; во-вторых, легализация коммунистической партии не создавала угрозу территориальной целостности страны.
Совсем по-другому в армии оценили начавшиеся процессы автономизации. Опираясь на сложившиеся в испанском обществе традиции, а также на франкистское законодательство, армия считала себя главным гарантом сохранения единой Испании и готова была выступить без промедления, рассматривая это как возможный реванш после дела коммунистической партии.
Фактически в условиях правового вакуума – когда Закон о политической реформе 1976 г. приостановил действие франкистского законодательства, а конституция еще не была принята – армия оказалась вне правовых рамок. Характеризуя сложившуюся в стране ситуацию, Хуан Карлос I сказал, что «Испания стояла в двух шагах от гражданской войны» [4, 120].
Единственным признанным авторитетом для генералитета был Хуан Карлос I. Поэтому острейшую политическую проблему, которая могла завершиться применением военной силы, мог решить только испанский король.
Действительно, Хуан Карлос I, поддерживая связи со своими товарищами, с которыми учился в военных академиях, был прекрасно осведомлен о настроениях в армейских казармах: среди офицеров и солдат всерьез обсуждалась проблема введения в Каталонию войск – если Народный фронт Каталонии наберет 15 % голосов избирателей; если независимые левые наберут только 12 % голосов – войска останутся в казармах [5,155]. Многие в армии представляли, что радикальные каталонские националисты, заключив соглашение с коммунистами, могли решиться на провозглашение независимости Каталонии.
Ситуация требовала мгновенного реагирования со стороны испанской политической элиты, смысл действий которой был в том, чтобы не допустить к власти радикальных националистов на местах и создать верную перспективу передачи власти в руки умеренных сил. При этом кандидат умеренных должен был отвечать следующим требованиям: 1) это должен быть общепризнанный национальный лидер; 2) он не должен быть скомпрометированным связями как с франкистами, так и радикальными националистами. В полной мере подобным требованиям соответствовал только Хосеп Таррадельяс, глава Каталонских Генералидов. Эту кандидатуру первым предложил обсудить именно король [6, 119].
Возвращению Таррадельяса в страну предшествовали переговоры, в ходе которых живая легенда каталонцев потребовал гарантий собственной безопасности. Один из чиновников, Палидо, заверил великого республиканца в том, что его безопасность гарантирует сам премьер-министр Адольфо Суарес. Таррадельяс же счел возможным возвратиться в Испанию, вернее, в Каталонию только тогда, когда получил личные заверения Хуана Карлоса I в своей безопасности. Этот авторитет республиканцев впоследствии встречался с королем и признал возможным согласиться с тем, что демократия также возможна и при монархическом правлении.
Фигура Хосепа Таррадельяса была беспроигрышной с точки зрения поставленных целей. Это показала та восторженная встреча, которую ему организовали жители Барселоны. Его возвращение в Каталонию выбило почву из-под ног у радикальных националистов и сделало их победу на выборах невозможной. Каталония же, таким образом, обрела свое собственное правительство во главе с Х. Таррадельясом, и это правительство сразу в глазах многих становилось наследником демократических традиций 30-х гг.
С другой стороны, все те, кто выжидал момента для выступления против процессов демократизации, потеряли последнюю причину, по которой они могли легитимно (пусть и с точки зрения франкистского законодательства) выступить против них.
Если в длительной перспективе оценивать то участие, которое принял Хуан Карлос I Бурбон в процессе автономизации Испании, то можно утверждать, что его личная позиция находилась в противоречии с традициями королевского дома Бурбонов, но это только подтверждает, что испанский король в стремлении обеспечить интересы династии готов был по-новому трактовать взаимоотношения Мадрида и регионов и продемонстрировал качества весьма гибкого политика.
Экономико-географические районы Испании
Северо-Восток (Каталония) - индустриально-аграрный район, самый развитый в экономическом отношении в Испании. На его долю приходится около 70% (по стоимости) продукции текстильной промышленности, 50% химической и 25% металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности Испании. В экономике района значителен удельный вес города и провинции Барселона. Большое место в сельском хозяйстве района занимают садоводство, виноградарство и оливковые плантации.
Северо-Запад (историческая область Галисия) - аграрная, один из наиболее отсталых районов страны. Главная отрасль сельского хозяйства - мясомолочное животноводство (около 1/3 общеиспанского поголовья крупного рогатого скота). Основные сельскохозяйственные культуры: кукуруза, рожь и картофель. Промышленность представлена преимущественно мелкими пищевыми (рыбоконсервные, мукомольные) и деревообрабатывающими предприятиями. Имеются предприятия судостроительной, автомобильной, химической, нефтеперерабатывающей промышленности.
Север (Прибискайский район - историческая и национальная область Страна Басков, исторические области Наварра, Астурия, провинция Сантандер) - важный индустриальный район, дающий около 3/4 чистой стоимости чёрной металлургии страны, 1/4 продукции машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности. В районе богатые месторождения полезных ископаемых, значительные ресурсы древесины и гидроэнергии. Астурийский угольный бассейн даёт 70% общеиспанской добычи каменного угля. Общеиспанское значение имеют химическая, деревообрабатывающая, пищевая промышленность. Основные промышленные центры - гг. Бильбао, Сан-Себастьян, Сантандер, Авилес, Хихон, Овьедо, Мьерес. Сельское хозяйство района специализировано на молочно-мясном животноводстве, посевах кукурузы. Плодоводство (главным образом яблоня).
Арагон (историческая область) - в основном аграрно-индустриальный район. Около 3/5 обрабатываемых земель занимают зерновые; на орошаемых площадях - сахарная свёкла, овощные культуры, виноград, оливы, цитрусовые и др. Развито овцеводство. Крупные электрохимические предприятия, заводы по выплавке алюминия и производству тяжёлой воды; на горных реках - ГЭС.
Центральный район (историческая область Старая Кастилия, кроме провинции Сантандер, исторические области Новая Кастилия, Леон, Эстремадура и провинция Альбасете) - аграрный район. В земледелии - зерновая специализация, а также виноградарство (1/2 всех виноградников Испания) и выращивание олив. Один из крупнейших овцеводческих районов Западной Европы. В районе добыча каменного угля и антрацитов, битуминозных сланцев, урановых руд; в бассейнах рр. Дуэро и Тахо сосредоточена 1/3 гидроэнергетического потенциала страны. Значительное производство электроэнергии. В обрабатывающей промышленности преобладают пищевая, лёгкая, керамическая и цементная отрасли. В Мадриде и Вальядолиде - комплекс отраслей лёгкой и тяжёлой промышленности.
Восток (Испанская Левант - исторические области Валенсия и Мурсия, кроме провинции Альбасете) - район субтропического плодоводства и земледелия (раннее овощеводство, возделывание риса, хлопчатника, табака, арахиса, пряностей). Промышленность главным образом пищевая и лёгкая, отдельные крупные предприятия тяжёлой промышленности (в Валенсии, Картахене, Аликанте, Мурсии). Средиземноморское побережье - район международного туризма.
Юг (историческая область Андалусия) - район зернового и субтропического сельского хозяйства и горнорудной промышленности. 1-е место в Испании по сбору бобовых и 2-е по сбору пшеницы, около 1/2 сбора маслин, значительное количество цитрусовых; важный район хлопководства и рисоводства, возделывания табака и сахарного тростника. Заготовка пробковой коры (3/4 испанской продукции). Крупные запасы и добыча пиритов, 1/6 общеиспанской добычи железной руды и свыше 2/3 добычи марганцевой руды. Пищевая и текстильная промышленность. На долю Андалусии приходится лишь 7% (1964) общеиспанской продукции металлообрабатывающей промышленности (главным образом судостроение и сельскохозяйственное машиностроение). Основные промышленные центры - Севилья, Кадис, Кордова.
Острова (Балеарские и Канарские острова) - районы международного туризма. Субтропическое сельское хозяйство (виноград, оливы, апельсины, миндаль и др.). В Санта-Крус-де-Тенерифе - нефтеперерабатывающий завод.
5.
Высшие органы власти
Высшие органы власти Испании. Король является главой испанского государства, символом его единства и постоянства. Он гарант правильного функционирования государственных институтов; осуществляет высшее представительство Испании в международных отношениях. Личность короля неприкосновенна, он не подлежит ответственности. Испанская корона является наследственной. Наследственному принцу со дня рождения предоставляется титул принца Астурийского.
Обязанности короля:
1. Подписывать и отдать на публикацию законы;
2. Созывает и назначает выборы;
3. Объявляет проведения референдума. После очередных выборов в кортесы, победившая партия выдвигает кандидатуры на пост главы правительства. Кандидат выступает с программой будущего правительства и просит вотум доверия, то есть более 176 депутатов. Получив вотум доверия, он назначается председателем правительства и сам формирует кабинет министров.
Король является верховным главнокомандующим вооруженными силами. Король имеет право издавать акты.
Правительство
Правительство руководит внутренней и внешней политикой, гражданской, военной, администрацией и обороной страны. Включает председателя, его заместителей, министров (когда требуются) и других членов. Председатель руководит деятельностью правительства и несет прямую ответственность за их деятельность. Члены правительства не могут осуществлять никаких других государственных функций, никакой профессиональной и политической деятельности. Конституция четко ограничивает сферу деятельности правительства. Для того чтобы какая-либо партия была ведущей в нижней палате необходимо 176 голосов. После каждых выборов конгресс депутатов король проводит консультации с представителями политических групп в парламенте и предлагает через председателя конгресса кандидатуру на пост председателя правительства. Кандидат на пост председателя выдвигает перед конгрессом политическую программу правительства и просит палату о доверии. Если конгресс абсолютным большинством голосов дает доверие кандидату, король назначает его председателем правительства. Остальные члены правительства назначаются и отстраняются от должности королем по предложению его председателя. Правительство уходит в отставку по получению результатов всеобщих выборов или при потере парламентского доверия. Председатель правительства и другие члены несут уголовную ответственность перед верховным судом, так же перед конгрессом депутатов за свою политическую деятельность. Конгресс депутатов может вызвать любого министра дать отчет.
В Испании высшим консультативным органом правительства является государственный совет. Сюда входят экономисты, финансисты и т.д.
Судебная система
Судебная власть исходит от народа и осуществляется от имени короля, судьями и магистратами, которые являются независимыми, несменяемыми, ответственными и подчинены исключительно законам. Судьи и магистраты могут быть смещены или перемещены только в случае трудоустроенные законом. Запрещается деятельность чрезвычайных трибуналов. Правосудие осуществляется бесплатно. Судебное разбирательство является публичным и преимущественно устным. Органом управления судебной власти является главный совет. Включает председателя суда, 20 человек назначаемых судом на 5 лет и представители конгресса. Верховный суд является высшей судебной инстанцией во всех областях. Председатель назначается королем по предложению главного совета судебной власти. Основная масса судебных дел осуществляется местными судами. Существует суд присяжных, где граждане имеют право участвовать по уголовным делам. Есть прокуратура, деятельность которого контролировать законность, права граждан.
Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП)
Испанская социалистическая рабочая партия
Испанская социалистическая рабочая партия (сокр. ИСРП; исп. Partido Socialista Obrero Español; сокр. исп. PSOE) — политическая партия Испании, основанная 2 мая 1879 года Пабло Иглесиасом. Является членом Европейской социалистической партии и Социалистического интернационала.
Основными поворотными точками в политическом и идеологическом развитии партии сыграли выборы 1982 и 2004 годов, выиграв которые партия приходила к власти и формировала правительство Испании. В 199—2004 годах находилась в оппозиции. Находится в оппозиции после поражения на парламентских выборах 2011 года.
Идеология
ИСРП была создана с целью представлять интересы рабочего класса, для чего планировалось прийти к власти и построить социализм марксистской модели. В 1979 году партия отказалась от идей марксизма. В настоящее время партия идеологически находится среди европейских социал-демократических партий.
Выборы 2004 г.
На парламентских выборах 14 марта 2004 года ИСРП одержала убедительную победу. Она получила 42,6% (11 миллионов) голосов избирателей - на 3 млн. больше, чем в 2000 г.: 164 места из 350 в конгрессе депутатов против 148 у Народной Партии. По результатам выборов 43-летний Хосе Луис Родригес Сапатеро сформировал однопартийное правительство. Он стал пятым председателем правительства в постфранкистский период и первым, кто занял этот пост с первой попытки.
Структура и организация
ИСРП действует на территории всей Испании. В настоящее время партия насчитывает порядка 460 000 членов (данные XXXVI Федерального конгресса), входящих в различные федерации и объединения партии. Среди них самыми влиятельными и многочисленными являются: Андалусии (PSOE-A), Каталонии (Partit dels Socialistes de Catalunya) и Валенсии (PSPV-PSOE).
Федеральная организация: Федеральный съезд
Высшим органом партии является федеральный съезд (Congreso Federal) — собрание делегатов, избирающих генерального секретаря и федеральную исполнительную комиссию (Comisión Ejecutiva Federal). На съезде определяются программа партии, важнейшие задачи и директивы, которыми будет руководствоваться партия до следующего съезда.
На съезд собираются представители федераций автономных сообществ (за исключением Каталонии, в которой PSC является независимой от ИСРП партией), объединений Сеуты и Мелильи, европейской федерации и территориальных объединений партии в Америке. Также в съезде принимают участие молодёжная организация «Социалистическая молодёжь» (исп. Juventudes Socialistas), движение Izquierda Socialista и Федерация прогрессивных женщин (исп. Federación de Mujeres Progresistas).
Федеральная исполнительная комиссия и федеральный комитет
Главным федеральным органом партии после съезда является федеральный комитет (исп. Comité Federal), внутренний парламент, который определяет политику партии, контролирует деятельность Федеральной исполнительной комиссии (исп. Comisión Ejecutiva Federal (CEF)), утверждает национальные избирательные списки, а также избирает кандидата в председатели правительства, путём созыва Федерального конгресса, политической конференции или проведения выборов для определения кандидата («первичные» выборы). Федеральный комитет собирается три раза в год.
Федеральная исполнительная комиссия является федеральным руководящим органом партии. Она состоит из председателя (исп. presidente), генерального секретаря (исп. secretario general) (действительный лидер партии), Организационного секретариата (исп. Secretaría de Organización), 11 отраслевых секретариатов (исп. secretarías de área) и 18 исполнительных (исп. secretarías ejecutivas). Среди её задач выделяется конкретизация стратегии и действия по развитию партии и координации различных структур PSOE (парламентские группы, партийные органы, федерации и др.). Комиссия собирается раз в 15 дней.
Федерации партии
Каждая федерация PSOE организуется автономно. В каждом автономном сообществе и автономном городе есть федерация PSOE. Кроме того, за пределами Испании, в Европе существует региональная федерация PSOE, которая представляет интересы испанских резидентов в этом регионе. На региональных конгрессах избирается руководство федерации, которое называется Исполнительная комиссия (исп. Comisión Ejecutiva), Региональная исполнительная комиссия (исп. Comisión Ejecutiva Regional) или Национальная исполнительная комиссия (исп. Comisión Ejecutiva Nacional).
Народная партия (НД),
Народная партия (Испания)
У этого термина существуют и другие значения, см. Народная партия.
Народная партия (исп. Partido Popular) — правящая политическая партия в Испании правоцентристского толка. Является одной из самых крупных в Европе. Её численность превышает 700 тысяч человек. Это одна из двух основных партий страны. Председатель — Мариано Рахой. Генеральный секретарь — Мария Долорес де Коспедаль. Почётный председатель — Хосе Мария Аснар. Образована в 1976 году бывшими членами Национального движения — единственной партии при Франко. Первоначально называлась Народным альянсом (исп. Alianza Popular). Первый лидер — Мануэль Фрага (при Франко — министр информации и туризма, затем дистанцировался от режима, собирая вокруг себя либеральные силы. В 1990 году руководство партией перешло в руки Хосе Марии Аснара.
Входит в состав Европейской народной партии в Европарламенте, где представлена 23 депутатами. Также входит в Международный демократический союз.
На выборах 2011 года получила большинство (44,62 %) голосов и заняла 186 из 350 мест в парламенте[1].
Региональные партии Испании
Важную роль в Испании играют региональные партии. Правоцентристская каталонская партия Конвергенция и Союз (КИС) располагала в середине 1990-х годов большинством мест в Каталонской региональной ассамблее. На общенациональных парламентских выборах 1993 и 1996 она набрала значительное число голосов и стала партнером по коалиции сначала с ИСРП, а затем с НП. В Стране Басков, где давно проявлялись сепаратистские настроения, в середине 1990-х годов образовалось несколько влиятельных партий. Самая крупная из них, консервативная Баскская националистическая партия (БНП), стремится к достижению автономии мирными средствами. Эри Батасуна, или Партия народного единства, выступает в союзе с нелегальной организацией ЭТА (Баскское Отечество и Свобода), которая призывает к созданию независимого Баскского государства, не отрицая необходимости насильственных методов борьбы. Большим влиянием пользуются региональные партии в Андалусии, Арагоне, Галисии и на Канарских Островах.