Добро должно быть с кулаками. А зло - с тентаклями. Народная мудрость (с)
часть 11. Перси Биши Шелли (1792-1822)
Родился в дворянской семье в Филд-плейсе.
* колледж в Итоне -> Оксфордский университет (исключили за проповедь атеизма)
*1812 – подолгу бывал в Ирландии. Активно поддерживал национально-освободительную борьбу ирландского народа. Поэт верит в историч. прогресс и убежден, что путь к светлому будущему лежит через острую и напряженную борьбу против тирании.
*1813 – поэма «Королева Маб» (бунтарский дух)
*1818 – «Восстание Ислама» (вынужден бежать в Италию)
*1819 – «Маскарад Анархии»
*1821 – «Адонаис»
*трагедии «Освобожденный Прометей» , «Ченчи».
*1822 – трагически погибает: яхта, на кот. он плыл вблизи Ливорно, перевернулась во время шквала, и Шелли утонул.
Поэзия Шелли:
1) народные стремления к освобождению от буржуазно-монархич. режима.
2) худож.система:
- сложная символика, яркая метафоричность, ассоциативность образов
- широкие обобщения и поэтич. абстракциям.
Для романтизма Шелли характерна своего рода «поэзия познания».
Ш. пламенно верил в счастливое будущее и нарисовал в своих поэмах радостные утопические картины жизни освобожденного чел-ва. При этом он осуждал индивидуализм в любых его проявлениях.
*Персонажи Ш-романтика не стали полнокровными характерами. Его герои - воплощение определен. принципа; они одноплановы, лишены жизненной противоречивости. Столкновение героев - это конфликт разных принципов. Отсюда - резкое противопоставление противоположных фигур. В лирич. стихотворениях Шелли героич. темам соответствует масштабное изображение могучих сил природы (космические просторы, бури, потоки, ветер.)Природа в стихах Шелли предстает в бурном движении и непрестанном изменении.
*Для Ш. прекрасно то, что находится в движении, в развитии к высокому идеалу.
*Ш. утверждает, что поэзия основана на воображении. Однако, разум, по мнению Ш., необходим для поэтич. во-ния.
*Ш. сознает силу воздействия поэзии на общество: «Поэзия - неизменный провозвестник пробуждения великого народа, сторонник благотворных перемен во мнениях и установлениях». Восхищаясь прекрасными образами поэзии, люди подражают им и через подражание отождествляют себя с объектом своего восхищения.
*Шелли вошел в мировую лит-ру как поэт-тираноборец, прославляющий прометеевский героизм прекрасной свободолюбивой личности, выступающей против социального неравенства.
Стихотворения:
- «Мужам Англии»
- «Песнь ирландца»
- «Ода к Западному Ветру» (символич. образ Западного Ветра выражает идею обновления жизни: он разрушает все старое на своем пути и способствует созданию нового.)
- Политич. стихи Ш. строятся на приемах ораторской речи (негодование поэта-гражданина, разоблачающего преступления властей.)
2. Вальтер Скотт (1771 – 1832)
Родился в Эдинбурге в семье адвоката. Отличался живым умом и феноменальной памятью. В детстве жил на ферме деда, где проникся духом шотланд. истории, поэзией народных баллад и легенд; любил читать историч. произведения.
*школа в Эдинбурге + в Кельсо. По желанию отца он избрал карьеру юриста.
*1792 - сдал экзамен на адвоката, но увлечение книгами не оставил и по-прежнему много времени посвящал чтению. Тогда же начал собирать старинные шотландские баллады и песни.
*1797 - женился на Шарлоте Карпентер, с кот. они счастливо прожили много лет. Вальтер занял должность главного судьи графства Селкиркшир; через несколько лет стал одним из главных секретарей Верховного суда Шотландии. Он до конца дней исполнял эти обязанности, не пренебрегая профессией в пользу сочинительства. Хотя со временем литературный труд стал основным источником его благосостояния.
Первыми публикациями: переводы произведений Г.Бюргера и И.Гёте в 1790-х.
*1802 - опубликовал собранные и отредактированные им баллады под названием «Песни шотландской границы». Эта книга принесла ему известность.
*1805 - 1ая поэма Ск. собствен. сочинения – «Песнь последнего менестреля»
* «Мармион» (1808), «Дева озера» (1810), «Рокби» (1813), «Властитель островов» (1815)
*1810 - вложил деньги в типографию, кот. позже оказалась на грани банкротства. Вальтер ее спас, но для покрытия долгов все последующие произведения он писал исключительно для продажи, ориентируясь на интерес публики.
*1814 - 1ый роман «Уэверли» появился анонимно, а след. выходили как сочинения автора «Уэверли».
Его романы разделяют на 2 осн. группы:
1) прошлое Шотландии – «Гай Маннеринг» (1815), «Шотландские пуритане» (1816), «Монастырь» (1820), «Антиквар». 2) прошлое Англии и континентальных стран – «Айвенго» (1819), «Кенильворт», (1821), «Приключения Найджела» (1822), «Вудсток» (1826), «Анна Гейерштейнская» (1829) и др.
Анализ
В романе описывается период, когда начинает формироваться англ. нация, складывающаяся из местного населения – англосаксов, франц. рыцарей, потомков завоевателей-норманов и широких народных масс, еще сохраняющих общинный или племенной уклад жизни. Ск. раскрывает действительную историч. ситуацию, кот. сложилась в Англии спустя сто с лишним лет после Вильгельма-завоевателя. Король Ричард ЛС томится в австрийском плену, норманнские дворяне во главе с братом короля принцем Джоном притесняют местную родовую знать – Франклинов и угнетают народ, кот. ждет возвращения короля, ведь он один может положить конец бесчинствам норманнов и сплотить вокруг себя английскую нацию.
Молодой рыцарь Айвенго, приближ. и друг Ричарда возвращается в одежде пилигрима из крестов. похода, вызывает на бой гордого храмовника (тамплиера) Бриана де Буагильбера, сражается на турнире, попадает раненным в плен к Фрон-де-Бефу, замок кот. берут штурмом Ричард, вернувшийся из плена, Робин Гуд и крестьяне. А., несмотря на рану, спасает жизнь еврейки Ревекки, выступив ее бойцом на «божьем суде». Но фактически А. очень мало участвует в действии, его роль как главного героя романа заключается не в участии в битвах и интригах, а в том, что он – сын Франклина Седрика и рыцарь Ричарда – является носителем идеи единства страны. 3 группы героев представляют 3 временных этапа. Седрик Сакс, Ательстан – прошлое, Феодалы-норманы и Ричард – настоящее, Айвенго – будущее. Фрон де Беф, Бриан де Буагильбер представляют рыцарей-разбойников, а орден тамплиеров, к кот. принадлежит Бриан, долгие века считался препятствием на пути возникновения европейских национальных гос-в.
Поражение и изгнание ордена из Англии воспринимается как предвестие его разгрома франц. королем Филиппом 1У Красивым. Леди Ровена и Ревекка – дочь еврея Исаака представляют 2 различных женских типа – в традициях еще рыцар. романа главная героиня должна быть белокурой и синеглазой, а черноволосой – либо служанка, либо злодейка. Это противопоставление 2 типов будет повторяться во многих романах Скотта.
Исторический роман Вальтера Скотта оказал большое влияние на развитие романа в ХIХ веке (Бальзак, Гюго др) В.Ск. хотел опубликовать роман без указания автора. Ему было любопытно, узнает ли общество автора «Уэверили».
*Конфликт романа сводится к борьбе мятежной феодальной знати, заинтересованной в сохранении политической раздробленности страны, против королевской власти, которая воплощала в себе идею единого централизованного государства. Этот конфликт весьма типичен для эпохи средневековья.
*Король Ричард ЛС выступает носителем идеи централизованной королевской власти, свою поддержку черпая в народе. Символичным в этом плане является совместный штурм замка Фрон де Бефа королем и стрелками Робина Гуда. Народ вместе с королем против мятежной клики феодалов — таков идейный смысл этого эпизода.
3-4. Чарлз Диккенс (1812-1870)
- великий юморист и сатирик. Смех во всем многообразии его оттенков - от мягкой иронии до гневной сатиры - главное оружие Д. Смех побеждает зло и утверждает добро.
*Отцом Д. был клерк, который неплохо зарабатывал, но был ужасным мотом и оказался в 1824 году в тюрьме для должников. 12-летний Чарльз был вынужден уйти из школы и пойти работать на фабрику. Проработав в течение нескольких лет газетным репортером,
*1836 - начал публиковать "Записки Пиквикского клуба". Через несколько месяцев он стал самым популярным писателем Англии.
*В последние годы своей жизни он обнаружил, что получает гораздо больше удовлетворения (и денег) от публичного чтения своих старых произведений, чем от написания новых. Диккенс был великолепным исполнителем, и зрители всегда покидали театр, где проходили чтения, получив огромное наслаждение.
[Хорошо сохранились письма, написанные Д-ом, из которых можно получить кое-какую информацию о его интимной жизни. В различных государственных и частных коллекциях и музеях сохранилось более 10 000 писем, написанных
*в 17-лет влюбился в Марию Биднелл, 18-летнюю красавицу На протяжении 4 лет Мария играла с ним, то приближая его к себе, то отдаляясь от него, пока в Диккенсе не взыграла гордость, и он не прекратил за ней ухаживать.
*женился на Кейт Хогарт (ее основное назначение — рожать детей и делать то, что он ей скажет. 10 детей)
Он очень любил пофлиртовать, особенно с молоденькими девушками .
*младшая сестра Кэйт, Она лучше знала и чувствовала литературу, и Д. наслаждался общением с ней. Мэри тихо умерла на руках у Диккенса.
*Мария Биднелл. (стала толстой и глупой и была разительно похожа на его жену, а не на ту Марию Биднелл, воспоминания о которой сохранились в его сердце.)
*актриса Эллен Тернан (18 лет) Д. так часто встречался с ней, что даже его жена Кейт почувствовала что-то вроде робких уколов ревности. Меньше чем через год шокированная публика узнала о том, что Д.разводится со своей женой, с кот. прожил вместе 22 года. Эта новость, ставшая сенсацией, породила слухи о том, что Диккенс собирается жениться на Георгине Хогарт, еще одной из сестер Кейт В последние годы своей жизни Диккенс часто проводил свободное время с Эллен и всегда поддерживал ее и ее семью. Говорили даже, что у них родился ребенок, кот. умер в раннем детстве, но доказательств этого не существует. Эллен первой была названа в завещании Д.]
В творчестве Диккенса можно выделить 4 периода.
1) ранний ( 1833-1841)
«Очерки Боза», «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста», «Жизнь и приключения Николаса Никльби».
2) 1842-1848 - приходится на время подъема рабочего движения в Англии.
«Американские заметки», «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита», «Домби и сын».
3) 1849-1859
«Дэвид Копперфилд», «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит».
4) 1860-е
«Большие ожидания», «Наш общий друг» и начинает работу над «Тайной Эдвина Друда». Завершить этот роман помешала смерть писателя.
*Славу Д. принес его первый роман «Посмертные записки Пиквикского клуба». Он возник из юмористич. подписей, кот. Д. по договору с одной из издательских фирм сопровождал рисунки художника Сеймура о приключениях членов охотничьего клуба. Роман печатался отдельными выпусками. Каждый новый выпуск привлекал все большее кол-во читателей, и к тому времени, когда он был закончен, имя его автора стало широко известно.
* «Рождественская песнь» (Эбинейзер Скрудж и 3 призрака прошлого, настоящего и будущего)
Ужасный скряга меняется, становится добрым, любящим рождество. 5. Домби и сын
5. Домби и сын
- Лучшtt произведение Д. 40-х. Он создавался в период наивысшего подъема чартизма в Англии и в разгар революционных событий в других европейских странах.
- «Домби и сын» с большой убедительностью раскрывает антигуманную сущность буржуазных отношений. Д. сумел показать взаимосвязь и взаимозависимость между отдельными сторонами и явлениями жизни. Это определило построение романа. Если предыдущие романы Д. строил как серию последовательно чередующихся эпизодов или включал в них несколько параллельно развивающихся и в определ. моменты перекрещивающихся сюжетных линий, то в «Домби и сыне» все, вплоть до мельчайших деталей, подчинено единству замысла. Все сюжетные линии романа сходятся и переплетаются в едином центре.
- Идейно-художеств. центр романа - образ мистера Домби – крупн. англ. негоцианта, возглавляющего фирму «Д. и сын».
- история крушения семьи и честолюбивых надежд мистера Домби. (деньги несут в себе зло, отравляют сознание людей, порабощают их и превращают в бессердечных гордецов и эгоистов.) Домби бездушен, суров, холоден. Цель его жизни - процветание фирмы «Д. и сын». Домби уверен в непоколебимой силе богатства. Он - типичный англ. буржуа.
- Денежные интересы мистера Домби, деят-ть его фирмы в той или иной мере оказывают влияние на судьбу остальных героев романа. «Д. и сын» - название фирмы и в то же время история семьи, в членах кот. Домби видел не людей, а лишь послушных исполнителей своей воли. На людей Домби смотрит только с точки зрения их полезности для дела. И потому он просто не замечает свою дочь Флоренс. Все свои надежды Домби связывает с маленьким Полем. Сын должен стать наследником и продолжателем дела отца. Поль гибнет, не может перенести системы воспитания его отца.
Отношения между людьми Домби воспринимает как торговые сделки. Он покупает себе жену -красавицу Эдит.
- Домби уверен, что можно купить покорность, послушание, преданность. Однако власть денег оказывается далеко не всесильной при столкновении с гордой и сильной Эдит. Она уходит из его дома. Впервые поколеблена уверенность Домби в несокрушимости его могущества. Неудачи постигают Домби и в делах. В конце концов он остается в полном одиночестве.
- Д. отказывается от чрезмерной прямолинейности в изображении действующих лиц. Характеры Домби, Каркера, Эдит Д. стремится раскрыть в присущей им психологич. сложности. И это, бесспорно, новая черта в творчестве писателя. Домби жесток и бездушен, эгоистичен, но его чувство к Полю велико и переживания в связи со смертью мальчика мучительны. Еще более сложен характер Эдит Грейнджер. Она выросла в мире, где все продается и покупается. Ее тоже продали, выдав замуж сначала за Грейнджера, а потом за мистера Домби. Эдит горда и высокомерна, но вместе с тем она «слишком унижена и подавлена, чтобы спасти себя». И все же Эдит восстает против деспотизма Домби. Унижение и гордость, подавленность и мятежность сочетаются в ее натуре.
- Д. создал образы людей из народа. Каждый из них в отдельности и все они вместе противостоят миру Домби не только в моральном, но и в социальном плане. Кочегар Тудль и его жена, капитан Катль и лавочник Джиле, горничная Сюзен Ниппер воплощают в себе замечательные св-ва простых людей. Говоря о кочегаре Тудле, Диккенс подчеркивает, что этот рабочий - «полная противоположность во всех отношениях мистеру Домби». Ему чужды лесть и преклонение перед силой золота.
- Общий тон повествования в романе иной, чем в предыдущих романах. Здесь нет места тому безгранич. оптимизму, кот. определял характер юмора более ранних произведений Д. Сильнее звучат ноты печали; гнев и возмущение сменяют веселый смех. Создавая образы лицемеров, эгоистов, скупцов, Диккенс изображает их как нравственных уродов. Он считает, что зло - это уродство, отклонение от нормы. Подчеркивая это уродство, Д. использует гротеск.
6. Уильям Мейкпис Теккерей 1811-1863
- один из крупнейших сатириков Англии. (сатирическе обличении буржуазно-аристократического общества.)
- разработал форму романа - семейную хронику, раскрывающую частную жизнь героев в органической связи с жизнью социальной.
*Англ.писатель, журналист, график, иллюстратор своих произведений.
Родился в Индии, в семье крупного колониал. чиновника. Лишившись рано отца, был отправлен в Англию для обучения в школе. Увлекся рисованием.Учился в Кембриджском унив-те, где увлекся философией и политикой. Иллюстрировал комич. рисунками книги античных классиков, начал создавать пародии в стихах и прозе на современных ему авторов. Разочаровавшись в учебе, бросает университет.
Творчество:
*1829-1845 – период связан с журналистикой. (Демократич. характер, Т. в своих бурлесках и сатирич. очерках ставил важные проблемы внутренней и международной политики, осуждал британский милитаризм, поднимал голос в защиту угнетенной Ирландии, осмеивал и осуждал постоянную, но ничего не изменяющую в стране борьбу парламентских партий вигов и тори.) Соц. сатира Т. направлена на все привилегированные слои англ. общества вплоть до самых верхов.
*1830 - уезжает за границу, где ведет жизнь свободного художника, проигрывает в карты значительную часть оставленного ему отцом состояния.
*1834 - терпит крах индийский банк, куда были вложены остальные деньги отца. Теккерей вынужден искать ср-ва к существованию (отражение в «Ньюкомах»).
*1833 - 1834 гг. он активно работает в газетах «Нэшнлстэндард» и «Конститьюшнл», издававшихся его отчимом Кармайкл-Смитом.
*1836 - 1ая книга - буклет «Флора и Зефир» (сборник комич рисунков с подписями, в кот. пародировались штампы тогдашнего балета.) Тогда же автор предлагает свои услуги в кач-ве иллюстратора «Записок Пиквикского клуба» Диккенсу и получает отказ. Т. бросает карьеру художника-графика.
*С конца 30-х начинает сотрудничать с многочисленными журналами и газетами («Фрэзер», «Морнингкроникл» и «Панч»).
*писательская известность Т. вплоть до конца 40-х была небольшой. Он выступал под псевдонимами Майкл Анджело Титмарш, Айки Соломонз, Желтоплюш, Толстый Корреспондент и др. В эти годы он много путешествует - по Франции, Германии, Италии, Ирландии, на Ближний Восток. (личная трагедия - его жена Изабелла Шоу в 1840 г. сошла с ума и всю оставшуюся долгую жизнь провела в психиатрич. лечебнице. Утешением для Т. были 2 их дочери.) Неудивительно, что во многих ранних произведениях сатирика, кот. традиционно считаются образцами юмора, сильны мотивы горечи, тревоги, мрака, страшных тайн: 1ый роман «Кэтрин» (1839-1840), цикл комич. повестей «Жены своих мужей» (1843), сказка «Султан Аист» (1842) и др.
* роман «Карьера Барри Линдона» (1844). Настоящий успех пришел к автору только с опубликованием в журнале «Панч» «Книги снобов» (1846-1847) и выпуском романа «Ярмарка тщеславия. Роман без героя» (1847-1848).
С этого времени начинается открытое соперничество 2 великих англ. реалистов - Диккенса и Т., хотя их семьи дружили между собой. Диккенс всегда оставался значительно более популярным автором, зато Т. имел больше успеха у читателей-интеллектуалов.
(«молодежь в эти годы говорила языком Д., а думала на языке Т.)
«Дэвиде Копперфилде» Диккенса - «Истории Пенденниса» Теккерея. (один жанр - роман воспитания; тип сюжета - историю одаренного молодого чел., кот., пройдя ряд жизненных испытаний, становится талантливым писателем.)
*1851 - цикл лекций «Англ. юмористы 18 в.», с кот. он успешно выступает в Англии, а также во время своей первой поездки в США в 1852-1853 гг.
*1852 - «История Генри Эсмонда», в кот. нашла также отражение любовь Теккерея к Джейн Брукфилд, жене его друга.
*1853 - 1855 - выходит отдельными выпусками роман «Ньюкомы. История весьма почтенного семейства»
*1854 - последняя сказка «Роза и Кольцо»
*Зимой 1854 - в Риме тяжело болеет.
*1855 - цикл лекций «Четыре Георга»
- пьеса - комедию «Волки и ягненок»
*1858 - 1859 - печатается роман «Виргинцы» (интерес писателя к США, их истории.) Зато очень большим успехом пользовался журнал «Корнхиллмэгэзин», редактором кот. Т. был в 1860 - 1862 и где он печатал свои последние эссе под заглавием «Окольные заметки» (TheRoundaboutPapers).
*1863 г. - начинает работу над историко-приключенческим романом «Дени Дюваль», кот. из-за смерти писателя остался неоконченным и был оценен в некрологе Диккенса как «лучшее произведение» Т. 6-7. Вершина его реалистич. творчества - роман «Ярмарка тщеславия» (1848). Т. уловил связь между людьми современного ему общества, основанную на магич. власти денег. Это общество предстает в его произведениях как громадная ярмарка, где все продается и все покупается. Правдиво изображая отталкивающее лицо англ. буржуа, Т. не питал, подобно Диккенсу, иллюзий относительно возможности его превращения в доброго и отзывчивого чел. В Т. преобладает сатирик и соц. обличитель. Для него главное - раскрытие суровой правды жизни без всяких прикрас и иллюзий.
*«Книга снобов» написана в форме очерков о жизни современ. общества.
*В композицион. отношении романы Теккерея - важное достижение англ. реализма.
Роман для Теккерея - это история нравов определенной эпохи. Его интересует проблема воздействия историч. событий на соц., политич. и частную жизнь. Подлинно историч. Т. считал такие произведения, кот. соответствуют «духу эпохи», раскрывают ее своеобразие, содержат правдивые картины жизни общества, дают верное и яркое представление об обычаях и морали своего времени. В его интерпретации история утрачивает героич. (отказ понимать историю как деяние «героев» + стремление избежать изображения народных движений.) Тема народа отсутствует в романах. У Т. события частной жизни имеют не меньшее значение, чем крупные военные баталии, а судьба ничем не выдающегося чел. может сказать о своей эпохе больше, чем многословное описание деяний великого полководца.
Осн. задача - «суметь по возможности точно воспроизвести ощущение правды». Он не стремится к преувеличениям; не склонен изображать чел. ни отъявленным злодеем, ни существом идеальным. Для него важно раскрыть сложность взаимодействия различных начал в хар-ре чел., понять причины, заставляющие его совершать тот или иной поступок. В каждом чел. наряду с достоинствами заключены недостатки.
*Т. использовал новаторский прием включения в систему образов романа образа автора, наблюдающего за происходящим и комментирующего события, поступки, суждения действующих лиц. Авторский комментарий помогает выявить все смешное, уродливое, нелепое и жалкое, что происходит на сцене театра марионеток, усиливает сатирическое звучание романа.
7. Анализ «Ярмарка тщеславия» (1847-1848)
- самое значительное и известное произведение
- обращено к прошлому, хотя и близкому: действие происходит в годы наполеоновских войн (начало 19 в. - «Базар житейской суеты»)
*История о судьбах двух подруг по пансиону, принадлежащих к разным социальным слоям: ребекке Шарп и Эмилии седли. Т. добился органического соотнесения частной и исторической жизни: почти не соприкасаясь впрямую, они постоянно оттесняют друг друга.
- элементы плутовского романа. В нем изображены столица Британской империи, ее пригороды, поместья и большие дороги. События романа происходят в Англии, переносятся в Бельгию, Францию, Германию, Италию, говорится об Индии и Африке. Длинной вереницей проходят перед нами люди разных социальных кругов: буржуазные дельцы, аристократы, чиновники, члены парламента, помещики, биржевые маклеры, военные, дипломаты, учителя, гувернантки, экономки, лакеи. Но сюжетным центром книги автор делает одну из вечных тем мировой литературы - историю двух женщин, подруг и соперниц.
- За судьбами Бекки и Эмилии просматривается сатирич. модель англ. общества и его иерархической сложности:
- пансион мисс Пинкертон
- дома коммерсантов Осборна и Седли
- семейства Кроули (титулованное дворянство)
- высшее англ.общество (Ребекку представляют ко двору)
Р.Ш. – бедная, но красивая и коварная, любым способом пробьется на верх. Все мужчины у ее ног.
Э.С. – добрая с великодушным сердцем, из богатой семьи (потом ее отец потерпит крах).
Развязка: новое, счастливое замужество Эмилии и позорное падение Ребекки.
Сравнение этих 2 особ будет продолжено до конца романа, сравнение 2ух лиц, 2ух духовных и нравственных обликов, 2ух типов поведения и в конечном итоге 2ух судеб, история кот. и составляет основной сюжет романа Эмилия и Ребекка, эти 2 девочки, изначально разные. Ни Ребекка Шарп, ни даже Эмилия не являются для Т. героинями в строгом смысле слова.
14. Оскар Уайльд (1854-1900)
- английский философ, эстет, писатель, поэт, драматург, публицист, эссеист, журналист ирландского происхождения.
Родился в Дублине.
- Наиболее известен своими пьесами, полными парадоксов, крылатых фраз и афоризмов.
- возглавил эстетизм как литерат. течение в Англии. От обыденной жизни буржуазного общества, где царит несправедливость, писатель отстранялся и уходил в обитель красоты.
- отделяет красоту от нравственного начала, впадает в эстетство, аморализм, декадентство.
*1895 – О.У. был подвергнут судебному преследованию и приговорен к тюремному заключению по обвинению в безнравственности (роман с Альфредом Дугласом). Буржуазное общество не могло простить ему того вызова, кот. писатель бросил его морали и вкусам. после 2 лет тюрьмы и исправительных работ уехавший во Францию, где жил в нищете и забвении под изменёнными именем и фамилией. Его жена и дети отреклись от него.
- Основной темой его произведений становится тема человеч. страданий. (Исповедь 1897«Из бездны»)
- поэтизировал добро в чел.
«Портрет Дориана Грея» (1891)
- эстетический роман
- реальность + фантастика (история красивого юноши, превратившегося в себялюбивца, безразличного к морали искателя удовольствий)
- противопоставление внутреннего мира героя
- провозглашение насаждения смыслом жизни
Перекличка с романтизмом:
1) художник + его творение (Бэзил)
2) двоемирие: Дориан – благопристойный денди/тщеславный себялюбец
Смысл жизни –удовлетворение желаний.
Генри внушает Д., что красота – единственная ценность.
3) сказочный мотив (обмен: портрет и Дориан)
*Деградация искусства (актриса Сибилла Вейн – «искусство лжи»; познав любовь, стала играть ужасно.)
*Тот, кто покушается на красоту Д., сам становится жертвой (брат Сибиллы)
*Портрет – зеркало жизни героя, отражаетего сущность.
*Идея: превосходство искусства над реальной жизнью.
*Символический конец: стараясь убить мораль и совесть, Д. убивает себя. Красота без морали невозможна.
*Парадокс – основа произведения.
[Излюбленные эстетские представления: искусство выше жизни, наслаждение важнее всего, красота превыше морали. Однако система образов и развитие сюжета раскрывают ложность этих идей.
Идея гедонизма (наслаждения) развенчивается в романе: портрет прекрасного юноши, каким был в молодости Дориан Грей, явл. символом совести героя. Фантастич. элемент в романе заключается в том, что Д.Г. остается всегда молодым и красивым, а портрет, словно его двойник, отражает все изменения в душе реального Дориана и его старение.
История Д.Г. - осуждение индивидуализма, эстетской бездуховности и гедонизма.
Для стиля романа характерна парадоксальность.]
8. Бернард Шоу (1856-1950)
- создатель современной англ.соц. драмы. Второй (после Шекспира) по популярности драматург в англ.театре.
- Мастер сатиры (смех – осн. оружие его борьбы с соц. несправедливостью)
- родился в столице Дублине (Ирландия) в семье обедневшего дворянина, служившего чиновником. Детские и юношеские годы совпали с периодом обостряющейся борьбы его родины за независимость от Англии.
- В 15лет - начал сам зарабатывать себе на жизнь, работая клерком
- В 20 - покинул отчий дом, переселился в Лондон, включился в общественно-литер. жизнь. Начинает публиковать статьи и рецензии о театральных спектаклях, художес. выставках, выступает в печати как музык.критик.
- интерес к общественно-политич.жизни своего времени; посещает собрания социал-демократов, участвует в диспутах, его увлекают идеи социализма. В истории англ.лит-ры Шоу особенно близка традиция общественно-политич. пафоса.
*1884 - вступил в Фабианское общество (затушевывание классовой борьбы и привлечение на свою сторону буржуазии и парламента. Идея перехода от капитализма к социализму путем реформ).
- был сторонником «актерского театра», в кот. главенствующая роль принадлежит актеру, его театральному мастерству и нравственному облику.
- утвердил новый тип пьесы - интеллектуальную драму (осн. место принадлежит не интриге, не острому сюжету, а напряженным спорам, остроумным словесным поединкам героев.)
*1891 - «Квинтэссенция ибсенизма. (взгляды на задачи современной ему драматургии.)
- многочисленные выпады против Шекспира (интерпретации его пьес в современном Шоу театре.)
Шоу делал театр ареной борьбы за утверждение права говорить истину. положительного героя -человека трезвого ума, реалистически смотрящего на жизнь и руководствующегося в своих поступках не романтич. иллюзиями, а требованиями разума. Так рождается столь характерное для Шоу противопоставление «реалиста» и «романтика», чел. дела и чел., предпочитающего прекраснодушные разговоры определенному действию.
Путь драматурга
1) «Неприятные пьесы»: «Дома вдовца», «Волокита» и «Профессия миссис Уоррен». Перед нами внешне вполне порядочные респектабельные буржуа, располагающие значител. капиталами и ведущие спокойную устроенную жизнь. Но это спокойствие обманчиво. За ним скрываются: эксплуатация, грязное, бесчестное обогащение за счет труда и несчастий бедняков. Мастер сценического действия, он включает в свои пьесы обширные ремарки, содержащие не только развернутые описания обстановки, но и характеристики героев.
2) «Приятные пьесы»: «Оружие и человек» , «Кандида» , «Избранник судьбы». (меняет приемы сатирич. обличения; основное внимание проблемам морали. Разрешение их осуществляется с большой филос.глубиной. Цель: сбросить те романтич. покровы, кот. скрывают жестокую правду действительности. Он призывает людей трезво и смело взглянуть на жизнь и освободиться от предрассудков, отживших традиций, заблуждений и пустых иллюзий.)
- Замечател. мастер парадокса (против ханжества и лицемерия буржуазной морали, парадоксы помогают понять противоречие между видимостью и сущностью явления, раскрывают соци. противоречия, нелепость традиционных представлений.)
*Первое 10тие 20 в. прошли для Шоу под знаком значител. противоречий его творческих поисков. Он выступал как сторонник фабианского учения, защищал идеалистич. философскую концепцию «жизненной силы» прославлявшую культ силы избранной личности
*Годы первой мировой войны. Выступил с рядом смелых суждений о происходящих событиях. В пьесах преобладают гротескные образы, парадоксально-фантастич. ситуации. В год своего 75тия Шоу совершил поездку в Советский Союз.
Родился в дворянской семье в Филд-плейсе.
* колледж в Итоне -> Оксфордский университет (исключили за проповедь атеизма)
*1812 – подолгу бывал в Ирландии. Активно поддерживал национально-освободительную борьбу ирландского народа. Поэт верит в историч. прогресс и убежден, что путь к светлому будущему лежит через острую и напряженную борьбу против тирании.
*1813 – поэма «Королева Маб» (бунтарский дух)
*1818 – «Восстание Ислама» (вынужден бежать в Италию)
*1819 – «Маскарад Анархии»
*1821 – «Адонаис»
*трагедии «Освобожденный Прометей» , «Ченчи».
*1822 – трагически погибает: яхта, на кот. он плыл вблизи Ливорно, перевернулась во время шквала, и Шелли утонул.
Поэзия Шелли:
1) народные стремления к освобождению от буржуазно-монархич. режима.
2) худож.система:
- сложная символика, яркая метафоричность, ассоциативность образов
- широкие обобщения и поэтич. абстракциям.
Для романтизма Шелли характерна своего рода «поэзия познания».
Ш. пламенно верил в счастливое будущее и нарисовал в своих поэмах радостные утопические картины жизни освобожденного чел-ва. При этом он осуждал индивидуализм в любых его проявлениях.
*Персонажи Ш-романтика не стали полнокровными характерами. Его герои - воплощение определен. принципа; они одноплановы, лишены жизненной противоречивости. Столкновение героев - это конфликт разных принципов. Отсюда - резкое противопоставление противоположных фигур. В лирич. стихотворениях Шелли героич. темам соответствует масштабное изображение могучих сил природы (космические просторы, бури, потоки, ветер.)Природа в стихах Шелли предстает в бурном движении и непрестанном изменении.
*Для Ш. прекрасно то, что находится в движении, в развитии к высокому идеалу.
*Ш. утверждает, что поэзия основана на воображении. Однако, разум, по мнению Ш., необходим для поэтич. во-ния.
*Ш. сознает силу воздействия поэзии на общество: «Поэзия - неизменный провозвестник пробуждения великого народа, сторонник благотворных перемен во мнениях и установлениях». Восхищаясь прекрасными образами поэзии, люди подражают им и через подражание отождествляют себя с объектом своего восхищения.
*Шелли вошел в мировую лит-ру как поэт-тираноборец, прославляющий прометеевский героизм прекрасной свободолюбивой личности, выступающей против социального неравенства.
Стихотворения:
- «Мужам Англии»
- «Песнь ирландца»
- «Ода к Западному Ветру» (символич. образ Западного Ветра выражает идею обновления жизни: он разрушает все старое на своем пути и способствует созданию нового.)
- Политич. стихи Ш. строятся на приемах ораторской речи (негодование поэта-гражданина, разоблачающего преступления властей.)
2. Вальтер Скотт (1771 – 1832)
Родился в Эдинбурге в семье адвоката. Отличался живым умом и феноменальной памятью. В детстве жил на ферме деда, где проникся духом шотланд. истории, поэзией народных баллад и легенд; любил читать историч. произведения.
*школа в Эдинбурге + в Кельсо. По желанию отца он избрал карьеру юриста.
*1792 - сдал экзамен на адвоката, но увлечение книгами не оставил и по-прежнему много времени посвящал чтению. Тогда же начал собирать старинные шотландские баллады и песни.
*1797 - женился на Шарлоте Карпентер, с кот. они счастливо прожили много лет. Вальтер занял должность главного судьи графства Селкиркшир; через несколько лет стал одним из главных секретарей Верховного суда Шотландии. Он до конца дней исполнял эти обязанности, не пренебрегая профессией в пользу сочинительства. Хотя со временем литературный труд стал основным источником его благосостояния.
Первыми публикациями: переводы произведений Г.Бюргера и И.Гёте в 1790-х.
*1802 - опубликовал собранные и отредактированные им баллады под названием «Песни шотландской границы». Эта книга принесла ему известность.
*1805 - 1ая поэма Ск. собствен. сочинения – «Песнь последнего менестреля»
* «Мармион» (1808), «Дева озера» (1810), «Рокби» (1813), «Властитель островов» (1815)
*1810 - вложил деньги в типографию, кот. позже оказалась на грани банкротства. Вальтер ее спас, но для покрытия долгов все последующие произведения он писал исключительно для продажи, ориентируясь на интерес публики.
*1814 - 1ый роман «Уэверли» появился анонимно, а след. выходили как сочинения автора «Уэверли».
Его романы разделяют на 2 осн. группы:
1) прошлое Шотландии – «Гай Маннеринг» (1815), «Шотландские пуритане» (1816), «Монастырь» (1820), «Антиквар». 2) прошлое Англии и континентальных стран – «Айвенго» (1819), «Кенильворт», (1821), «Приключения Найджела» (1822), «Вудсток» (1826), «Анна Гейерштейнская» (1829) и др.
Анализ
В романе описывается период, когда начинает формироваться англ. нация, складывающаяся из местного населения – англосаксов, франц. рыцарей, потомков завоевателей-норманов и широких народных масс, еще сохраняющих общинный или племенной уклад жизни. Ск. раскрывает действительную историч. ситуацию, кот. сложилась в Англии спустя сто с лишним лет после Вильгельма-завоевателя. Король Ричард ЛС томится в австрийском плену, норманнские дворяне во главе с братом короля принцем Джоном притесняют местную родовую знать – Франклинов и угнетают народ, кот. ждет возвращения короля, ведь он один может положить конец бесчинствам норманнов и сплотить вокруг себя английскую нацию.
Молодой рыцарь Айвенго, приближ. и друг Ричарда возвращается в одежде пилигрима из крестов. похода, вызывает на бой гордого храмовника (тамплиера) Бриана де Буагильбера, сражается на турнире, попадает раненным в плен к Фрон-де-Бефу, замок кот. берут штурмом Ричард, вернувшийся из плена, Робин Гуд и крестьяне. А., несмотря на рану, спасает жизнь еврейки Ревекки, выступив ее бойцом на «божьем суде». Но фактически А. очень мало участвует в действии, его роль как главного героя романа заключается не в участии в битвах и интригах, а в том, что он – сын Франклина Седрика и рыцарь Ричарда – является носителем идеи единства страны. 3 группы героев представляют 3 временных этапа. Седрик Сакс, Ательстан – прошлое, Феодалы-норманы и Ричард – настоящее, Айвенго – будущее. Фрон де Беф, Бриан де Буагильбер представляют рыцарей-разбойников, а орден тамплиеров, к кот. принадлежит Бриан, долгие века считался препятствием на пути возникновения европейских национальных гос-в.
Поражение и изгнание ордена из Англии воспринимается как предвестие его разгрома франц. королем Филиппом 1У Красивым. Леди Ровена и Ревекка – дочь еврея Исаака представляют 2 различных женских типа – в традициях еще рыцар. романа главная героиня должна быть белокурой и синеглазой, а черноволосой – либо служанка, либо злодейка. Это противопоставление 2 типов будет повторяться во многих романах Скотта.
Исторический роман Вальтера Скотта оказал большое влияние на развитие романа в ХIХ веке (Бальзак, Гюго др) В.Ск. хотел опубликовать роман без указания автора. Ему было любопытно, узнает ли общество автора «Уэверили».
*Конфликт романа сводится к борьбе мятежной феодальной знати, заинтересованной в сохранении политической раздробленности страны, против королевской власти, которая воплощала в себе идею единого централизованного государства. Этот конфликт весьма типичен для эпохи средневековья.
*Король Ричард ЛС выступает носителем идеи централизованной королевской власти, свою поддержку черпая в народе. Символичным в этом плане является совместный штурм замка Фрон де Бефа королем и стрелками Робина Гуда. Народ вместе с королем против мятежной клики феодалов — таков идейный смысл этого эпизода.
3-4. Чарлз Диккенс (1812-1870)
- великий юморист и сатирик. Смех во всем многообразии его оттенков - от мягкой иронии до гневной сатиры - главное оружие Д. Смех побеждает зло и утверждает добро.
*Отцом Д. был клерк, который неплохо зарабатывал, но был ужасным мотом и оказался в 1824 году в тюрьме для должников. 12-летний Чарльз был вынужден уйти из школы и пойти работать на фабрику. Проработав в течение нескольких лет газетным репортером,
*1836 - начал публиковать "Записки Пиквикского клуба". Через несколько месяцев он стал самым популярным писателем Англии.
*В последние годы своей жизни он обнаружил, что получает гораздо больше удовлетворения (и денег) от публичного чтения своих старых произведений, чем от написания новых. Диккенс был великолепным исполнителем, и зрители всегда покидали театр, где проходили чтения, получив огромное наслаждение.
[Хорошо сохранились письма, написанные Д-ом, из которых можно получить кое-какую информацию о его интимной жизни. В различных государственных и частных коллекциях и музеях сохранилось более 10 000 писем, написанных
*в 17-лет влюбился в Марию Биднелл, 18-летнюю красавицу На протяжении 4 лет Мария играла с ним, то приближая его к себе, то отдаляясь от него, пока в Диккенсе не взыграла гордость, и он не прекратил за ней ухаживать.
*женился на Кейт Хогарт (ее основное назначение — рожать детей и делать то, что он ей скажет. 10 детей)
Он очень любил пофлиртовать, особенно с молоденькими девушками .
*младшая сестра Кэйт, Она лучше знала и чувствовала литературу, и Д. наслаждался общением с ней. Мэри тихо умерла на руках у Диккенса.
*Мария Биднелл. (стала толстой и глупой и была разительно похожа на его жену, а не на ту Марию Биднелл, воспоминания о которой сохранились в его сердце.)
*актриса Эллен Тернан (18 лет) Д. так часто встречался с ней, что даже его жена Кейт почувствовала что-то вроде робких уколов ревности. Меньше чем через год шокированная публика узнала о том, что Д.разводится со своей женой, с кот. прожил вместе 22 года. Эта новость, ставшая сенсацией, породила слухи о том, что Диккенс собирается жениться на Георгине Хогарт, еще одной из сестер Кейт В последние годы своей жизни Диккенс часто проводил свободное время с Эллен и всегда поддерживал ее и ее семью. Говорили даже, что у них родился ребенок, кот. умер в раннем детстве, но доказательств этого не существует. Эллен первой была названа в завещании Д.]
В творчестве Диккенса можно выделить 4 периода.
1) ранний ( 1833-1841)
«Очерки Боза», «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста», «Жизнь и приключения Николаса Никльби».
2) 1842-1848 - приходится на время подъема рабочего движения в Англии.
«Американские заметки», «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита», «Домби и сын».
3) 1849-1859
«Дэвид Копперфилд», «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит».
4) 1860-е
«Большие ожидания», «Наш общий друг» и начинает работу над «Тайной Эдвина Друда». Завершить этот роман помешала смерть писателя.
*Славу Д. принес его первый роман «Посмертные записки Пиквикского клуба». Он возник из юмористич. подписей, кот. Д. по договору с одной из издательских фирм сопровождал рисунки художника Сеймура о приключениях членов охотничьего клуба. Роман печатался отдельными выпусками. Каждый новый выпуск привлекал все большее кол-во читателей, и к тому времени, когда он был закончен, имя его автора стало широко известно.
* «Рождественская песнь» (Эбинейзер Скрудж и 3 призрака прошлого, настоящего и будущего)
Ужасный скряга меняется, становится добрым, любящим рождество. 5. Домби и сын
5. Домби и сын
- Лучшtt произведение Д. 40-х. Он создавался в период наивысшего подъема чартизма в Англии и в разгар революционных событий в других европейских странах.
- «Домби и сын» с большой убедительностью раскрывает антигуманную сущность буржуазных отношений. Д. сумел показать взаимосвязь и взаимозависимость между отдельными сторонами и явлениями жизни. Это определило построение романа. Если предыдущие романы Д. строил как серию последовательно чередующихся эпизодов или включал в них несколько параллельно развивающихся и в определ. моменты перекрещивающихся сюжетных линий, то в «Домби и сыне» все, вплоть до мельчайших деталей, подчинено единству замысла. Все сюжетные линии романа сходятся и переплетаются в едином центре.
- Идейно-художеств. центр романа - образ мистера Домби – крупн. англ. негоцианта, возглавляющего фирму «Д. и сын».
- история крушения семьи и честолюбивых надежд мистера Домби. (деньги несут в себе зло, отравляют сознание людей, порабощают их и превращают в бессердечных гордецов и эгоистов.) Домби бездушен, суров, холоден. Цель его жизни - процветание фирмы «Д. и сын». Домби уверен в непоколебимой силе богатства. Он - типичный англ. буржуа.
- Денежные интересы мистера Домби, деят-ть его фирмы в той или иной мере оказывают влияние на судьбу остальных героев романа. «Д. и сын» - название фирмы и в то же время история семьи, в членах кот. Домби видел не людей, а лишь послушных исполнителей своей воли. На людей Домби смотрит только с точки зрения их полезности для дела. И потому он просто не замечает свою дочь Флоренс. Все свои надежды Домби связывает с маленьким Полем. Сын должен стать наследником и продолжателем дела отца. Поль гибнет, не может перенести системы воспитания его отца.
Отношения между людьми Домби воспринимает как торговые сделки. Он покупает себе жену -красавицу Эдит.
- Домби уверен, что можно купить покорность, послушание, преданность. Однако власть денег оказывается далеко не всесильной при столкновении с гордой и сильной Эдит. Она уходит из его дома. Впервые поколеблена уверенность Домби в несокрушимости его могущества. Неудачи постигают Домби и в делах. В конце концов он остается в полном одиночестве.
- Д. отказывается от чрезмерной прямолинейности в изображении действующих лиц. Характеры Домби, Каркера, Эдит Д. стремится раскрыть в присущей им психологич. сложности. И это, бесспорно, новая черта в творчестве писателя. Домби жесток и бездушен, эгоистичен, но его чувство к Полю велико и переживания в связи со смертью мальчика мучительны. Еще более сложен характер Эдит Грейнджер. Она выросла в мире, где все продается и покупается. Ее тоже продали, выдав замуж сначала за Грейнджера, а потом за мистера Домби. Эдит горда и высокомерна, но вместе с тем она «слишком унижена и подавлена, чтобы спасти себя». И все же Эдит восстает против деспотизма Домби. Унижение и гордость, подавленность и мятежность сочетаются в ее натуре.
- Д. создал образы людей из народа. Каждый из них в отдельности и все они вместе противостоят миру Домби не только в моральном, но и в социальном плане. Кочегар Тудль и его жена, капитан Катль и лавочник Джиле, горничная Сюзен Ниппер воплощают в себе замечательные св-ва простых людей. Говоря о кочегаре Тудле, Диккенс подчеркивает, что этот рабочий - «полная противоположность во всех отношениях мистеру Домби». Ему чужды лесть и преклонение перед силой золота.
- Общий тон повествования в романе иной, чем в предыдущих романах. Здесь нет места тому безгранич. оптимизму, кот. определял характер юмора более ранних произведений Д. Сильнее звучат ноты печали; гнев и возмущение сменяют веселый смех. Создавая образы лицемеров, эгоистов, скупцов, Диккенс изображает их как нравственных уродов. Он считает, что зло - это уродство, отклонение от нормы. Подчеркивая это уродство, Д. использует гротеск.
6. Уильям Мейкпис Теккерей 1811-1863
- один из крупнейших сатириков Англии. (сатирическе обличении буржуазно-аристократического общества.)
- разработал форму романа - семейную хронику, раскрывающую частную жизнь героев в органической связи с жизнью социальной.
*Англ.писатель, журналист, график, иллюстратор своих произведений.
Родился в Индии, в семье крупного колониал. чиновника. Лишившись рано отца, был отправлен в Англию для обучения в школе. Увлекся рисованием.Учился в Кембриджском унив-те, где увлекся философией и политикой. Иллюстрировал комич. рисунками книги античных классиков, начал создавать пародии в стихах и прозе на современных ему авторов. Разочаровавшись в учебе, бросает университет.
Творчество:
*1829-1845 – период связан с журналистикой. (Демократич. характер, Т. в своих бурлесках и сатирич. очерках ставил важные проблемы внутренней и международной политики, осуждал британский милитаризм, поднимал голос в защиту угнетенной Ирландии, осмеивал и осуждал постоянную, но ничего не изменяющую в стране борьбу парламентских партий вигов и тори.) Соц. сатира Т. направлена на все привилегированные слои англ. общества вплоть до самых верхов.
*1830 - уезжает за границу, где ведет жизнь свободного художника, проигрывает в карты значительную часть оставленного ему отцом состояния.
*1834 - терпит крах индийский банк, куда были вложены остальные деньги отца. Теккерей вынужден искать ср-ва к существованию (отражение в «Ньюкомах»).
*1833 - 1834 гг. он активно работает в газетах «Нэшнлстэндард» и «Конститьюшнл», издававшихся его отчимом Кармайкл-Смитом.
*1836 - 1ая книга - буклет «Флора и Зефир» (сборник комич рисунков с подписями, в кот. пародировались штампы тогдашнего балета.) Тогда же автор предлагает свои услуги в кач-ве иллюстратора «Записок Пиквикского клуба» Диккенсу и получает отказ. Т. бросает карьеру художника-графика.
*С конца 30-х начинает сотрудничать с многочисленными журналами и газетами («Фрэзер», «Морнингкроникл» и «Панч»).
*писательская известность Т. вплоть до конца 40-х была небольшой. Он выступал под псевдонимами Майкл Анджело Титмарш, Айки Соломонз, Желтоплюш, Толстый Корреспондент и др. В эти годы он много путешествует - по Франции, Германии, Италии, Ирландии, на Ближний Восток. (личная трагедия - его жена Изабелла Шоу в 1840 г. сошла с ума и всю оставшуюся долгую жизнь провела в психиатрич. лечебнице. Утешением для Т. были 2 их дочери.) Неудивительно, что во многих ранних произведениях сатирика, кот. традиционно считаются образцами юмора, сильны мотивы горечи, тревоги, мрака, страшных тайн: 1ый роман «Кэтрин» (1839-1840), цикл комич. повестей «Жены своих мужей» (1843), сказка «Султан Аист» (1842) и др.
* роман «Карьера Барри Линдона» (1844). Настоящий успех пришел к автору только с опубликованием в журнале «Панч» «Книги снобов» (1846-1847) и выпуском романа «Ярмарка тщеславия. Роман без героя» (1847-1848).
С этого времени начинается открытое соперничество 2 великих англ. реалистов - Диккенса и Т., хотя их семьи дружили между собой. Диккенс всегда оставался значительно более популярным автором, зато Т. имел больше успеха у читателей-интеллектуалов.
(«молодежь в эти годы говорила языком Д., а думала на языке Т.)
«Дэвиде Копперфилде» Диккенса - «Истории Пенденниса» Теккерея. (один жанр - роман воспитания; тип сюжета - историю одаренного молодого чел., кот., пройдя ряд жизненных испытаний, становится талантливым писателем.)
*1851 - цикл лекций «Англ. юмористы 18 в.», с кот. он успешно выступает в Англии, а также во время своей первой поездки в США в 1852-1853 гг.
*1852 - «История Генри Эсмонда», в кот. нашла также отражение любовь Теккерея к Джейн Брукфилд, жене его друга.
*1853 - 1855 - выходит отдельными выпусками роман «Ньюкомы. История весьма почтенного семейства»
*1854 - последняя сказка «Роза и Кольцо»
*Зимой 1854 - в Риме тяжело болеет.
*1855 - цикл лекций «Четыре Георга»
- пьеса - комедию «Волки и ягненок»
*1858 - 1859 - печатается роман «Виргинцы» (интерес писателя к США, их истории.) Зато очень большим успехом пользовался журнал «Корнхиллмэгэзин», редактором кот. Т. был в 1860 - 1862 и где он печатал свои последние эссе под заглавием «Окольные заметки» (TheRoundaboutPapers).
*1863 г. - начинает работу над историко-приключенческим романом «Дени Дюваль», кот. из-за смерти писателя остался неоконченным и был оценен в некрологе Диккенса как «лучшее произведение» Т. 6-7. Вершина его реалистич. творчества - роман «Ярмарка тщеславия» (1848). Т. уловил связь между людьми современного ему общества, основанную на магич. власти денег. Это общество предстает в его произведениях как громадная ярмарка, где все продается и все покупается. Правдиво изображая отталкивающее лицо англ. буржуа, Т. не питал, подобно Диккенсу, иллюзий относительно возможности его превращения в доброго и отзывчивого чел. В Т. преобладает сатирик и соц. обличитель. Для него главное - раскрытие суровой правды жизни без всяких прикрас и иллюзий.
*«Книга снобов» написана в форме очерков о жизни современ. общества.
*В композицион. отношении романы Теккерея - важное достижение англ. реализма.
Роман для Теккерея - это история нравов определенной эпохи. Его интересует проблема воздействия историч. событий на соц., политич. и частную жизнь. Подлинно историч. Т. считал такие произведения, кот. соответствуют «духу эпохи», раскрывают ее своеобразие, содержат правдивые картины жизни общества, дают верное и яркое представление об обычаях и морали своего времени. В его интерпретации история утрачивает героич. (отказ понимать историю как деяние «героев» + стремление избежать изображения народных движений.) Тема народа отсутствует в романах. У Т. события частной жизни имеют не меньшее значение, чем крупные военные баталии, а судьба ничем не выдающегося чел. может сказать о своей эпохе больше, чем многословное описание деяний великого полководца.
Осн. задача - «суметь по возможности точно воспроизвести ощущение правды». Он не стремится к преувеличениям; не склонен изображать чел. ни отъявленным злодеем, ни существом идеальным. Для него важно раскрыть сложность взаимодействия различных начал в хар-ре чел., понять причины, заставляющие его совершать тот или иной поступок. В каждом чел. наряду с достоинствами заключены недостатки.
*Т. использовал новаторский прием включения в систему образов романа образа автора, наблюдающего за происходящим и комментирующего события, поступки, суждения действующих лиц. Авторский комментарий помогает выявить все смешное, уродливое, нелепое и жалкое, что происходит на сцене театра марионеток, усиливает сатирическое звучание романа.
7. Анализ «Ярмарка тщеславия» (1847-1848)
- самое значительное и известное произведение
- обращено к прошлому, хотя и близкому: действие происходит в годы наполеоновских войн (начало 19 в. - «Базар житейской суеты»)
*История о судьбах двух подруг по пансиону, принадлежащих к разным социальным слоям: ребекке Шарп и Эмилии седли. Т. добился органического соотнесения частной и исторической жизни: почти не соприкасаясь впрямую, они постоянно оттесняют друг друга.
- элементы плутовского романа. В нем изображены столица Британской империи, ее пригороды, поместья и большие дороги. События романа происходят в Англии, переносятся в Бельгию, Францию, Германию, Италию, говорится об Индии и Африке. Длинной вереницей проходят перед нами люди разных социальных кругов: буржуазные дельцы, аристократы, чиновники, члены парламента, помещики, биржевые маклеры, военные, дипломаты, учителя, гувернантки, экономки, лакеи. Но сюжетным центром книги автор делает одну из вечных тем мировой литературы - историю двух женщин, подруг и соперниц.
- За судьбами Бекки и Эмилии просматривается сатирич. модель англ. общества и его иерархической сложности:
- пансион мисс Пинкертон
- дома коммерсантов Осборна и Седли
- семейства Кроули (титулованное дворянство)
- высшее англ.общество (Ребекку представляют ко двору)
Р.Ш. – бедная, но красивая и коварная, любым способом пробьется на верх. Все мужчины у ее ног.
Э.С. – добрая с великодушным сердцем, из богатой семьи (потом ее отец потерпит крах).
Развязка: новое, счастливое замужество Эмилии и позорное падение Ребекки.
Сравнение этих 2 особ будет продолжено до конца романа, сравнение 2ух лиц, 2ух духовных и нравственных обликов, 2ух типов поведения и в конечном итоге 2ух судеб, история кот. и составляет основной сюжет романа Эмилия и Ребекка, эти 2 девочки, изначально разные. Ни Ребекка Шарп, ни даже Эмилия не являются для Т. героинями в строгом смысле слова.
14. Оскар Уайльд (1854-1900)
- английский философ, эстет, писатель, поэт, драматург, публицист, эссеист, журналист ирландского происхождения.
Родился в Дублине.
- Наиболее известен своими пьесами, полными парадоксов, крылатых фраз и афоризмов.
- возглавил эстетизм как литерат. течение в Англии. От обыденной жизни буржуазного общества, где царит несправедливость, писатель отстранялся и уходил в обитель красоты.
- отделяет красоту от нравственного начала, впадает в эстетство, аморализм, декадентство.
*1895 – О.У. был подвергнут судебному преследованию и приговорен к тюремному заключению по обвинению в безнравственности (роман с Альфредом Дугласом). Буржуазное общество не могло простить ему того вызова, кот. писатель бросил его морали и вкусам. после 2 лет тюрьмы и исправительных работ уехавший во Францию, где жил в нищете и забвении под изменёнными именем и фамилией. Его жена и дети отреклись от него.
- Основной темой его произведений становится тема человеч. страданий. (Исповедь 1897«Из бездны»)
- поэтизировал добро в чел.
«Портрет Дориана Грея» (1891)
- эстетический роман
- реальность + фантастика (история красивого юноши, превратившегося в себялюбивца, безразличного к морали искателя удовольствий)
- противопоставление внутреннего мира героя
- провозглашение насаждения смыслом жизни
Перекличка с романтизмом:
1) художник + его творение (Бэзил)
2) двоемирие: Дориан – благопристойный денди/тщеславный себялюбец
Смысл жизни –удовлетворение желаний.
Генри внушает Д., что красота – единственная ценность.
3) сказочный мотив (обмен: портрет и Дориан)
*Деградация искусства (актриса Сибилла Вейн – «искусство лжи»; познав любовь, стала играть ужасно.)
*Тот, кто покушается на красоту Д., сам становится жертвой (брат Сибиллы)
*Портрет – зеркало жизни героя, отражаетего сущность.
*Идея: превосходство искусства над реальной жизнью.
*Символический конец: стараясь убить мораль и совесть, Д. убивает себя. Красота без морали невозможна.
*Парадокс – основа произведения.
[Излюбленные эстетские представления: искусство выше жизни, наслаждение важнее всего, красота превыше морали. Однако система образов и развитие сюжета раскрывают ложность этих идей.
Идея гедонизма (наслаждения) развенчивается в романе: портрет прекрасного юноши, каким был в молодости Дориан Грей, явл. символом совести героя. Фантастич. элемент в романе заключается в том, что Д.Г. остается всегда молодым и красивым, а портрет, словно его двойник, отражает все изменения в душе реального Дориана и его старение.
История Д.Г. - осуждение индивидуализма, эстетской бездуховности и гедонизма.
Для стиля романа характерна парадоксальность.]
8. Бернард Шоу (1856-1950)
- создатель современной англ.соц. драмы. Второй (после Шекспира) по популярности драматург в англ.театре.
- Мастер сатиры (смех – осн. оружие его борьбы с соц. несправедливостью)
- родился в столице Дублине (Ирландия) в семье обедневшего дворянина, служившего чиновником. Детские и юношеские годы совпали с периодом обостряющейся борьбы его родины за независимость от Англии.
- В 15лет - начал сам зарабатывать себе на жизнь, работая клерком
- В 20 - покинул отчий дом, переселился в Лондон, включился в общественно-литер. жизнь. Начинает публиковать статьи и рецензии о театральных спектаклях, художес. выставках, выступает в печати как музык.критик.
- интерес к общественно-политич.жизни своего времени; посещает собрания социал-демократов, участвует в диспутах, его увлекают идеи социализма. В истории англ.лит-ры Шоу особенно близка традиция общественно-политич. пафоса.
*1884 - вступил в Фабианское общество (затушевывание классовой борьбы и привлечение на свою сторону буржуазии и парламента. Идея перехода от капитализма к социализму путем реформ).
- был сторонником «актерского театра», в кот. главенствующая роль принадлежит актеру, его театральному мастерству и нравственному облику.
- утвердил новый тип пьесы - интеллектуальную драму (осн. место принадлежит не интриге, не острому сюжету, а напряженным спорам, остроумным словесным поединкам героев.)
*1891 - «Квинтэссенция ибсенизма. (взгляды на задачи современной ему драматургии.)
- многочисленные выпады против Шекспира (интерпретации его пьес в современном Шоу театре.)
Шоу делал театр ареной борьбы за утверждение права говорить истину. положительного героя -человека трезвого ума, реалистически смотрящего на жизнь и руководствующегося в своих поступках не романтич. иллюзиями, а требованиями разума. Так рождается столь характерное для Шоу противопоставление «реалиста» и «романтика», чел. дела и чел., предпочитающего прекраснодушные разговоры определенному действию.
Путь драматурга
1) «Неприятные пьесы»: «Дома вдовца», «Волокита» и «Профессия миссис Уоррен». Перед нами внешне вполне порядочные респектабельные буржуа, располагающие значител. капиталами и ведущие спокойную устроенную жизнь. Но это спокойствие обманчиво. За ним скрываются: эксплуатация, грязное, бесчестное обогащение за счет труда и несчастий бедняков. Мастер сценического действия, он включает в свои пьесы обширные ремарки, содержащие не только развернутые описания обстановки, но и характеристики героев.
2) «Приятные пьесы»: «Оружие и человек» , «Кандида» , «Избранник судьбы». (меняет приемы сатирич. обличения; основное внимание проблемам морали. Разрешение их осуществляется с большой филос.глубиной. Цель: сбросить те романтич. покровы, кот. скрывают жестокую правду действительности. Он призывает людей трезво и смело взглянуть на жизнь и освободиться от предрассудков, отживших традиций, заблуждений и пустых иллюзий.)
- Замечател. мастер парадокса (против ханжества и лицемерия буржуазной морали, парадоксы помогают понять противоречие между видимостью и сущностью явления, раскрывают соци. противоречия, нелепость традиционных представлений.)
*Первое 10тие 20 в. прошли для Шоу под знаком значител. противоречий его творческих поисков. Он выступал как сторонник фабианского учения, защищал идеалистич. философскую концепцию «жизненной силы» прославлявшую культ силы избранной личности
*Годы первой мировой войны. Выступил с рядом смелых суждений о происходящих событиях. В пьесах преобладают гротескные образы, парадоксально-фантастич. ситуации. В год своего 75тия Шоу совершил поездку в Советский Союз.
@темы: Полезно